+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2024 12:53:29
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экономист: промышленному производству РФ нужны новые драйверы роста

На транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», проведенном РЖД-Партнером, экономист, кандидат экономических наук Николай Кульбака обрисовал текущую ситуацию в экономике и промышленном производстве, от темпов которой зависят в том числе грузовая база. И там, и там тренд последнего времени – замедление.
Экономист: промышленному производству РФ нужны новые драйверы роста
Пик 2024-го

На 2024 год бюджет запланирован намного выше, чем это было в 2023 году, говорит Н. Кульбака. В 2024 году: +34% должен дать доход бюджета и +29% – расход бюджета. По словам экономиста, в 2022 году плановый бюджет на 2024-й был меньше на 35% принятого по факту в конце 2023 года.

Рост происходит за счет трех составляющих: роста налогов, инфляции и девальвации. Но о соотношении этих составляющих в моменте говорить сложно.
Как отмечает эксперт, то, как развивается ситуация в экономике сегодня, сравнимо с кризисами Первой мировой войны и 1990-х годов: в первый год происходит провал, потом – подъем, связанный с государственными мерами поддержки. При этом сегодняшний сценарий лучше, чем при остальных кризисах.

Замедление роста

О замедлении темпов роста российской экономики говорит главным образом показатель ВВП. Н. Кульбака представил данные реального ВВП с 2019 по 2023 годы. Правда, он заметил, чтобы дать точные ответы о росте экономики, нужен выверенный показатель ВВП, на уточнение которого и других связанных с ним показателей порой уходят годы.

«В декабре 2023 года была опубликована пятая редакция ВВП за 2021 год. То есть два года понадобилось, чтобы уточнить ВВП 2021 года. Мы можем видеть, как отличаются цифры от редакции к редакции. Отклонения по дефлятору ВВП, по самому индексу физического объема (реальный ВВП), по ВВП в текущих ценах очень сильно отличаются. Пересчитана вверх инфляция, пересчитаны вверх объемы. В некоторых случаях погрешность значительно больше, чем темпы экономического роста», – говорит Н. Кульбака.

По актуальным на сегодня данным, за 2019–2023 годы произошли два спада (в связи с ковидом и началом СВО), после которых следовало выравнивание. Но общий тренд уже несколько лет – на замедление роста экономики: «с 2019 по 2023 годы ежегодно экономика прибавляла где-то 1,3%, но при этом есть четкий темп на замедление – он идет давно. Этот тренд показывает, что если с 2019 по 2021 годы ВВП рос на 1,5%, то с 2021-го по 2023-й – на 1,2%.

«Это замедление – причина, по которой мы испытываем трудности во многих отраслях. Хотя динамика промышленного производства отличается от цифр ВВП. Если мы имели провал по ВВП в 2022 году, то промышленное производство-таки выросло на 0,6% в отличие от ВВП в целом. В 2023 году ситуация поменялась: ВВП формально – по критериям Росстата и Минфина – вырос на 3,6%, а промышленное производство – всего на 3,5%, чуть меньше», – рассуждает Н. Кульбака.

Такая динамика говорит о том, что у промышленного производства немного исчерпались резервы для роста, считает экономист: «Те драйверы, которые были, замедляются, поэтому нужны новые – новые технологии, рост производительности труда. Но пока видимых причин смены экономических рычагов, чтобы все росло, нет».

Спикер пояснил, что на февраль динамика промышленного производства составила +8,5%. Это хорошие цифры, но следует сразу оговорить момент с инфляцией: «Отраслевая и региональная инфляция в России считается с огромными ошибками, поэтому, когда мы говорим о высоких процентах роста, надо понимать, правильно ли мы посчитали инфляцию. У меня нет ощущения, что она считается хорошо».

Военное кейнсианство или нет?

Н. Кульбака также упомянул, что сложившуюся ситуацию в экономике некоторые эксперты называют термином «военное кейнсианство» – это когда расходы на вооружение обеспечивают государству развитие технологий, а также занятость населения и его уровень жизни. По мнению экономиста, обозначить сложившуюся ситуацию таким термином все же нельзя.

«В классической схеме военного кейнсианства резко увеличивались расходы бюджета и шло накачивание государственного долга. В России сейчас этого нет. Бюджет все эти годы стараются держать сбалансированным, госдолг практически не растет. Одновременно с ростом расхода бюджета растет налоговая нагрузка, потому что основное пополнение бюджета – это все-таки налоги. Все это означает, что у нас растет доля государства в экономике, частные инвестиции замещаются государственными, но из-за того, что налоги берутся с экономики, сам рост значительно меньше, чем рост бюджетных расходов. Бюджетные расходы не мультиплицируются в экономический рост, так как одной рукой государство дает увеличение расходов, другой – забирает налоги. Мы не видим большого роста, какой мог бы быть, если бы мы пошли по пути увеличения государственного долга», – объясняет эксперт.

Чего ждать в будущем

Если давать прогноз по инфляции, то, говорит экономист, она, скорее всего, не будет критичной в 2024 году. Пока наблюдается обгон значений официальной инфляции (по индексу потребительских цен) 2023 года, но в итоге этот показатель будет либо сопоставим с показателем предыдущего года, либо чуть больше его.

Снижения инфляции вряд ли стоит ожидать: цены будут расти из-за активной бюджетной политика государства, которое вкладывает деньги в экономику, из-за роста издержек производств, из-за нехватки рабочей силы, которая вызывает рост зарплат.

В целом 2024 год будет, скорее всего, немного хуже 2023-го. Среди негативных показателей: рост уровня цен, нарастание дефицита рабочей силы. «Дальше мы понимаем, что и правительство, и ЦБ будут маневрировать налогами, девальвацией и инфляцией, чтобы наполнить бюджет», – резюмирует Н. Кульбака.

Экономист предупредил, что выполнение прогноза возможно только в том случае, если стране не придется столкнуться с политическими и внешнеэкономическими шоками.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions