+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2024 12:14:59
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Специализированные терминалы: актуально ли сейчас их строительство?

На разных стадиях строительства находятся с десяток специализированных морских терминалов. Есть ли в них необходимость и какие риски существуют при возведении таких объектов, рассказала к. э. н., заведующая кафедрой таможенного администрирования РАНХиГС Санкт-Петербург Анастасия Гетман.
Специализированные терминалы: актуально ли сейчас их строительство?
– Что изменилось в части строительства специализированных терминалов за последнее время?

– Глобальные изменения в логистике, причиной которых является комплекс ограничений во внешней торговле, вызванных сначала пандемией, а затем и беспрецедентными санкциями в отношении России, создали дефицит портовых мощностей в тех направлениях, которые стали наиболее востребованы. На государственном уровне с участием заинтересованного бизнеса анализируются новые возможности повышения интегрированности нашей страны в международные торговые отношения, в том числе используя новые возможности.

Принятый Думой законопроект (в конце декабря 2023 года) о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии направлен на создание портовой инфраструктуры для перевалки таких товаров. Водным кодексом РФ установлены определенные запреты и ограничения, которые касаются в том числе размещения ряда объектов в границах водоохранных зон, среди прочего –  объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Ввиду перестройки логистики в сторону Юго-восточной Азии и Китая, ключевыми позициями для постройки таких терминалов становится Юг и Дальний Восток. Первым терминалом для экспорта аммиака до конца этого года должен стать комплекс, создаваемый с участием ОХК «Уралхим» в морском торговом порту Тамань. Вторым обсуждаемым терминалом, в строительстве которого заинтересован прежде всего МХК «ЕвроХим», является терминал в морском торговом порту Усть-Луга. Третьим перспективным объектом является специализированный терминал «Восточный», призванный закрыть вопрос перевалки больших объемов жидкой химии на Дальнем Востоке.

– Преимущественно для каких грузов строятся терминалы и где?

– С августа 2023 года органами исполнительной и законодательной власти, а также заинтересованными экспортерами химической отрасли отечественной промышленности активно обсуждались изменения, которые позволят осуществлять накопление и перевалку таких грузов, как аммиак, метанол, аммиачная селитра и нитрат калия. Связано это с возможностью реализации на внешнем рынке указанной категории товаров, которые Россия готова экспортировать на приемлемых условиях.
Первоочередное строительство запланировано на Юге, Северо-Западе и Дальнем Востоке.

– Как санкции влияют на инвестпроекты? Каковы риски и выгода возведения таких терминалов сейчас?

– Проблемой остается финансирование и выбор стран транзита, хотя вопросы логистики на сегодняшний день удалось решить практически полностью.
Основные риски возведения специализированных терминалов сводятся к невостребованности, поскольку санкционная повестка явно не исчерпана и может в дальнейшей перспективе оказывать негативное влияние на внешнюю торговлю, в том числе и продукцию химической промышленности.
Выгода строительства таких терминалов для российских экспортеров значительна, так как открываются новые возможности для наращивания объемов в связи с наличием устойчивого спроса и развития рынка сбыта в мировом масштабе.

– Много ли еще требуется специализированных терминалов? Где их нехватка ощущается сильнее всего и для каких видов грузов?

– Специализированные терминалы должны строиться вблизи от мест фактического убытия с таможенной территории, то есть в морских торговых портах. На сегодняшний день основные логистические направления практически исчерпали возможности наращивания объемов перевалки и ориентированы на постоянных заказчиков – крупнейшие предприятия, зачастую являющиеся собственниками специализированной портовой инфраструктуры и осуществляющие или планирующие экспорт существенных объемов такой продукции.
На мой взгляд, сегодня наиболее актуальным и востребованным представляется переоборудование портов, которые оказались не готовы к увеличению объемов продукции, в том числе химической в связи со сменой вектора развития логистических потоков. Это такие, как порт Оля (Астраханская область) – Каспийский регион, Новороссийск и Тамань – Черноморский регион, порты Дальнего Востока.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions