Основные причины изменения объемов грузоперевозок в Камском бассейне носят структурный характер. В первую очередь речь идет о такой давней и достаточно известной проблеме, как наличие лимитирующего участка от Воткинской ГЭС до города Сарапула. В маловодные годы минимальные отметки достигают 65,5 м, что приводит к менее гарантированным глубинам на участке и, соответственно, уменьшению проходной осадки судов. Это вынуждает грузовой флот следовать с недогрузом, простаивать при организации паузки и догрузки, что существенно увеличивает себестоимость перевозок и сроки доставки груза. В среднем через этот участок проходит до 30% общего объема перевозок по Камскому бассейну.
Структура перевозимых грузов в Камском бассейне практически не меняется. Это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль (галит), зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы: при сравнении структуры грузов за последние годы наблюдается перераспределение номенклатуры в пользу этих грузов, доля которых составляет более 80%.
С 2016 года отрасли грузовых речных перевозок в Камском бассейне нанесла ущерб техническая авария на калийных рудниках Березниковско-Соликамского промышленного узла. Провалы грунта в этом районе привели к потере крупных грузопотоков азотных и калийных удобрений, и как следствие этого – переориентация грузопотока на железную дорогу. Предпосылок к дальнейшему уходу грузов с реки на железнодорожный и автомобильный транспорт в настоящее время не просматривается.
Несмотря на рост конкуренции с автомобильным и железнодорожным транспортом, остаются прежние проблемы – подорожание топлива, количество и качество речного флота, погодные условия и недостаточное финансирование. В большинстве случаев наши порты не идут в ногу с развитием портовых терминальных комплексов, не соответствуют современным требованиям к состоянию и составу перегрузочной техники.
К первоочередным мерам, необходимым для развития отрасли, можно отнести улучшение состояния портового и причально-пристанского хозяйства в бассейне, восстановление пассажирских речных вокзалов и создание крупных туристических центров в регионах Камского бассейна.
Автор: Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.