+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.03.2024 11:53:59
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты подтягивают за собой железнодорожный транспорт, а большая политика меняет морские маршруты

Если авиацию стимулируют к развитию и повышению качества работы планы железнодорожников, то в сфере водного транспорта ситуация обратная – «движение» морем подтягивает за собой железную дорогу. Последней приходится либо брать на себя дополнительную нагрузку из-за внешних обстоятельств, либо подтягиваться до уровня портовых мощностей. Подробнее о том, как эти тенденции развивались в феврале 2024 года, читайте в нашем обзоре.
Порты подтягивают за собой железнодорожный транспорт, а большая политика меняет морские маршруты
Итоги в цифрах

Перевалка грузов в морских торговых портах России осталась в целом на том же уровне, что и в прошлом году. По данным Морцентр-ТЭК, в январе –феврале 2024 года она составила 139 598,5 тыс. тонн, это 99% от показателя за январь – февраль 2023-го. Отдельно в феврале 2024 года перевалка грузов в морских торговых портах России составила 68 675,4 тыс. тонн.

В сравнении периодов января – февраля год к году перевалка увеличилась в портах Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов – на 51,3 и 3,5% соответственно. Снижение отмечено в Арктическом (-4,5%), Балтийском (-4%) и Дальневосточном (-3%) бассейнах.

«В экспортном направлении отправлено 109 728,5 тыс. т (98,4%), каботажных грузов перевалено 11 695 тыс. т (91%). Транзит вырос на 8,5% (до 11 660,5 тыс. т). На 8,4% увеличилась перевалка импортных грузов (до 6514,5 тыс. т)», – сообщают в Морцентр-ТЭК.

На 2% увеличилась перевалка сухогрузов, 39,6% прибавила перегрузка удобрений и 18,3% – перегрузка зерна. Перевалка наливных грузов снизилась на 3,7%, сокращение произошло в перегрузке нефтепродуктов, по остальным наливным грузам отмечено увеличение.

Перевалка грузов в контейнерах увеличилась на 16,9% от уровня января – февраля прошлого года. Перевалка контейнеров в ДФЭ составила 880 846 единиц (121,5%).

В феврале РЖД-Партнер провел транспортный форум «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», на котором прозвучали итоги перевалки грузов в морских портах за весь 2023 год: объем перевалки перешел рубеж в 900 млн тонн.

«Из них почти 400 млн тонн доставлено и вывезено по железнодорожной сети, среднесуточная выгрузка достигла 17 тыс. вагонов, рост – 6%», – прокомментировал исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

Во время выступления на форуме он подтвердил, что мощности морских портов по всем морским бассейнам и транспортным коридорам существенно превосходят возможности железнодорожного транспорта. «Указанные обстоятельства достаточно широко проанализированы при составлении транспортной стратегии на период до 2030 года и с прогнозом до 2035 года, а перспективные направления роста и развития железнодорожного транспорта подробно отражены в программе развития ОАО «РЖД». Особо сложным по существующему дефициту провозной способности железных дорог является восточное направление. Именно в этом направлении сконцентрирован основной потенциал роста перевозок железнодорожным транспортом», – добавил С. Жусупов.

Планы на инфраструктуру

В феврале много говорилось о развитии инфраструктуры российских портов и подъездов к ним по железным дорогами. Самыми заметными, пожалуй, стали обсуждения вокруг южных портов РФ. Так, в послании Федеральному собранию 29 февраля президент РФ Владимир Путин, говоря о проектах в сфере транспорта до 2030 года, заявил о планах наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, чтобы активно использовать портовые мощности Азовского и Чёрного морей.

Границы морского порта Тамань, сообщалось также в феврале, расширили под создание нового перевалочного комплекса для перевалки аммиака и удобрений мощностью 5 млн тонн в год. Запустить перевалочный комплекс планируется в 2025 году. Общий объем инвестиций в его строительство составляет 60 млрд руб.

«Создание комплекса позволит наладить новые маршруты поставок удобрений на внешние и внутренние рынки. В меньшей степени размещение комплекса в порту Тамань связано с перспективами развития МТК Север – Юг», – так считает эксперт РЖД-Партнера, пожелавший остаться анонимным.

«Коридор Север – Юг – это эфемерная вещь, которая пока не работает. Когда будет перекрыт Аденский залив, Черное море и к работе подключится Иран, тогда Север – Юг заработает. Но по горной местности перевозить миллионы тонн груза проблематично, и цены значительно вырастут. Дорогостоящие товары – электронику и ширпотреб еще выгодно возить, а сырье и прочее – экономически нецелесообразно. Север – Юг – это далекое будущее, и везти «туда» (из России на экспорт. – Прим. ред.) получится вряд ли, а вот «оттуда» (преимущественно китайский импорт. – Прим. ред.) – более осуществимо», – рассказал эксперт.

При расширении Восточного полигона железных дорог (к 2030 году пропускная способность должна вырасти до 210 млн тонн в год) свое развитие должны получить порты Хабаровского края – Ванино и Советская Гавань. Об этом также заявил в послании Федеральному собранию В. Путин.

Не обошелся второй месяц года и без ставок на развитие Северного морского пути. Президент приглашал зарубежные логистические компании активно подключаться к использованию этого коридора, а также снова активно обсуждался тот факт, что в 2024 году навигация по Севморпути должна стать круглогодичной. Грузооборот в 2024 году должен составить 72 млн тонн, что в 2 раза больше, чем в 2023-м. Такую планку озвучил в декабре на форуме «Арктика: настоящее и будущее» первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Кроме увеличения грузооборота, анонсируется увеличение арктического флота – за счет строительства новых атомных ледоколов ЛК-60 «Ленинград», «Сталинград» и ледокола нового поколения «Лидер». Все эти планы подтверждены властями публично в феврале.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions