+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2021 15:47:05
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Авиационные итоги I полугодия: восстановление спроса и надежда на новые мощности

Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) окрестили 2020 год худшим для авиаотрасли из-за беспрецедентного снижения количества авиапассажиров (-60,2%), спроса на авиаперевозки (-65,9%), сокращения количества маршрутов, соединяющих аэропорты (-60%), и воздушного сообщения более чем наполовину.

Главный тренд рынка авиаперевозок 2021 года – постепенное восстановление.
Не подстраиваться под спад

По данным Росавиации, в I полугодии грузооборот гражданской авиации вырос почти на 32% и составил более 4,2 млн т-км. За этот период увеличился грузооборот всех компаний из топ-5, кроме «Аэрофлота», чьи показатели снизились на 5,1%, объем перевезенной почты вырос на 0,4%.

«Пандемия продолжает оказывать серьезное влияние на авиацию, в частности, международное авиасообщение по-прежнему существенно ограниченно, что оказывает значительное давление на деятельность авиакомпаний. Тем не менее в II 2021 года «Аэрофлоту» удалось добиться значительного улучшения финансовых результатов по РСБУ и кратно сократить чистый убыток. Такой результат был достигнут благодаря активной работе группы «Аэрофлот» на внутреннем рынке авиаперевозок», – комментирует заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин.

В июне «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию три воздушных судна Airbus А350 и два Airbus А320N, вывел из парка одно воздушное судно Airbus А320. В рамках внутригруппового перераспределения авиакомпания «Аэрофлот» передала два Boeing 737-800 в парк авиакомпании «Победа» и пять SSJ-100 авиакомпании «Россия». По состоянию на конец июня парк группы «Аэрофлот» насчитывал 344 воздушных судна.

Грузооборот дочерней компании – «Россия» – вырос на 76,8% с начала года, а «Победы» – на 84,9%.

Грузооборот у крупнейшего грузового перевозчика России «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») вырос за 6 месяцев этого года на 33,1%. «Перевозчики группы «Волга-Днепр» продолжают наращивать свою экспертизу по доставке вакцин и сопутствующего груза по всему миру. Компании предлагают не только авиационную доставку, но и предоставляют комплексные решения для своих клиентов, покрывая документационное сопровождение, наземную доставку, решения по упаковыванию температурно-чувствительных грузов, обслуживание специальных контейнеров, мультимодальные логистические схемы и многое другое», – отмечают в компании.

По данным Росавиации, объем перевезенных грузов и почты российских авиакомпаний в целом вырос за полгода также почти на треть (на 32,8%), до 681,5 тыс. т. При этом процент коммерческой загрузки с начала года вырос на 5,2%, а в июне – на 13%.

Значительную лепту в изменение рынка грузовых авиаперевозок внесла доставка вакцины. Сегодня практически 100% вакцины доставляется именно авиацией.

Под новые правила пришлось подстроиться всем участникам авиарынка – перевозчикам, терминалам, тракерам, экспедиторам. Потребовались дополнительные объемы и мощности. И каждому из них пришлось что-то менять в своей операционной структуре, для того чтобы иметь возможность обрабатывать такой вид груза.

Рынок международных грузовых авиаперевозок стал другим за период пандемии: изменились и типы перевозок, и распределение объемов грузов между игроками рынка.

Как рассказывает руководитель отдела авиаперевозок компании TELS Ольга Новикова, многие переориентировались больше на чартерные рейсы. И на рынок вышли малоизвестные компании, которые стали предлагать маршруты и выгодные ставки. В оперативном режиме пришлось перестраивать схемы.

На фоне серьезных организационных проблем и стремительного роста ставок на рынке морских перевозок, а также инфраструктурных ограничений на железнодорожных маршрутах конкурентоспособность авиаперевозчиков повышается. Даже несмотря на то, что авиафрахт тоже вырос в несколько раз.

Аэропорты работают на износ

Постепенно восстанавливаются объемы и в крупных российских аэропортах.

В январе – июне грузооборот аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) на международных направлениях вырос на 17,6%, до 145,7 тыс. т. На внутренних направлениях – на 25,2%, превысив 84 тыс. т.

Грузооборот аэропорта Внуково вырос за полгода по всем направлениям на 17,5%, до 25,6 тыс. т, Домодедово – на 9,6%, до 38,3 тыс. т и Шереметьево – на 23%, до 165,7 тыс. т.

В июне в московский аэропорт Домодедово вернулась авиакомпания Uzbekistan Airways. Ежедневно ее широкофюзеляжный Boeing 787-800 перевозит крупногабаритные, тяжеловесные грузы, скоропортящиеся грузы (продукты питания, растения, медицинские грузы), опасные грузы (краски, газы, жидкости, автомобили и т. д.), товары и личные вещи. Еще в 2018 году все рейсы Uzbekistan Airways из Узбекистана в Москву были переведены из Домодедово в аэропорт Внуково. Решение мотивировалось экономической целесообразностью.

Представитель аэропорта сообщает, что в I полугодии Домодедово обслужил 44,8 тыс. т грузов, что на 7,5% больше, чем годом ранее. «В I квартале Домодедово обслужил 1,4 тыс. т товаров категории «хайтек» (+60%). В июне через аэропорт перевезено 580 т медикаментов, медоборудования и вакцин – на 9% больше, чем в июне 2019 года. Рост операционных результатов связан с постепенным открытием границ и возобновлением регулярных пассажирских рейсов», – отмечает представитель воздушной гавани. В связи с изменениями грузопотоков значительными темпами в этом полугодии развивались и грузоперевозки в аэропорту Владивосток. Объем обработанных груза и почты за январь – июнь вырос на 40%. Основные объемы груза и почты приходятся на московское направление, в январе – июне 2021 года их количество возросло на 48% по сравнению с январем – июнем прошлого года. По данным Росавиации, по итогам 5 месяцев 2021 года Владивосток по объему грузовых авиаперевозок в России уступает лишь Москве.

Рост показателей связан в том числе с приходом авиакомпании Nordwind в конце мая в аэропорт. По итогам полугодия у нее отмечен самый значительный рост грузооборота – в 4,2 раза. Положительная динамика связана в том числе с тем, что авиакомпания Nordwind значительно расширила маршрутную программу полетов. В мае воздушный флот компании пополнил Airbus A321-200, в июне – узкофюзеляжный Airbus A321neo.

В другой части страны – на юге, к примеру, в перевозках через международный аэропорт Платов – в целом в I полугодии 2021 года сохраняются тенденции, наметившиеся в 2020-м в связи с пандемией и ограничениями авиасообщения между государствами.

В международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) с начала этого года грузопоток составил немногим более 16 т (+5,4% к прошлому полугодию). Аэропорт является крупнейшим за Уралом транзитным авиаузлом на важнейших направлениях между Европой и Азией. По итогам прошлого года он занимает 4-е место по общему грузопотоку среди российских аэропортов. Добавим, что в августе прошлого года аэропорт приступил к реализации первого этапа проекта реконструкции аэровокзального комплекса. Общая готовность объекта составляет 34,6%. Плановый срок завершения работ – август 2022 года.

Ускоренная реабилитация цен

На фоне постепенного восстановления и роста спроса все полугодие росли цены на авиатопливо. И нынешние цены практически вернулись к допандемийным. За I полугодие цена на авиатопливо в аэропортах РФ выросла на 9,5%, или на 4,4 тыс. руб. В январе тонна топлива стоила 46,6 тыс. руб. В июне средняя цена на авиатопливо составила уже 51,1 тыс. руб. за тонну.

А по итогам июля цена на авиатопливо превысила уже 53 тыс. руб. за тонну. Авиатопливо является одной из самых больших статей расходов авиаперевозчиков и составляет около трети стоимости авиабилета. И несмотря на то, что в ряде аэропортов цены на авиатопливо в июне не изменились, а в некоторых снизились, сегодня авиакомпании заявляют о том, нуждаются в ограничении роста стоимости авиационного керосина.

«Кризис, связанный с эпидемией COVID-19, не закончился. И авиакомпании все так же нуждаются в поддержке, в первую очередь в ограничении роста стоимости авиационного керосина, подорожавшего с начала года на 35–40% и составляющего одну из главных статей затрат авиакомпаний», – делится официальный представитель компании «Уральские авиалинии».

В I полугодии компания увеличила объемы перевезенных грузов и почты на 16,2%, а грузооборот – на 9,2%. «До мая 2021 года авиакомпания использовала до 14 ВС А321 для перевозки медицинских грузов в салонах из-за высокого спроса на данный тип товаров и ограниченных возможностей по доставке продукции», – объяснили в компании рост показателей по грузообороту и объему перевезенных грузов и почты.

При этом номенклатура перевозимых грузов самолетами авиакомпании не изменилась за этот период.

Отметим, что с 2019 года, для того чтобы снизить нагрузку на авиаперевозчиков в период резкого роста цен на топливо, правительство ввело механизм демпфера. Он предполагает компенсации авиаперевозчикам из бюджета, если экспортная стоимость топлива превышает цену отсечения (53,2 тыс. руб. на 2021 г.).

В Минэнерго, комментируя рост цен на авиатопливо, напоминают, что цены на керосин изменяются вместе с ростом мировых цен на нефть, имеют ярко выраженную сезонную динамику, а также «подвержены фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами».

Напряжение сохранится

По данным АЭВТ, совокупные убытки всех пассажирских и грузовых авиакомпаний за прошлый год оказались меньше – 132,9 млрд руб. По данным организации, эти убытки стали рекордными во всей постсоветской истории России.

На фоне сокращения маршрутов правительство РФ пытается сохранить спрос и динамику при помощи нескольких механизмов. Если в прошлом году ими стали субсидии, выделения которых авиакомпании не могли добиться, в этом году внести изменения на рынке должна единая дальневосточная авиакомпания, а также создание нового лоукостера.

В целом региональный директор по РФ и СНГ AirBridgeCargo Петр Новоженов обозначает тренд отрасли в 2021 году как постепенное восстановление. А именно – ожидается увеличение тарифа на перевозку из-за сокращения емкостей на пассажирских самолетах.

Кроме того, участники рынка ожидают развития коллаборации, объединение сервисов, заключение долгосрочных контрактов, доставки посылок дронами (автопилотная доставка). Также прогнозируется тенденция на развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек, бесконтактная доставка, увеличение онлайн-продаж и спрос на доставку от двери до двери.

На сегодня 2021 год несет стабильный спрос и даже легкий рост, притом что нехватка емкостей остается (и пассажирских и грузовых самолетов) до сих пор, говорят в компании DHL Global Forwarding.

По прогнозам коллег, объемы пассажирских перевозок вернутся к допандемийным значениям к 2027 году, не ранее 2025-го. Это значит, что емкостей не будет и они не восстановятся так быстро.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions