Как отмечено на состоявшемся круглом столе на тему «О проблемах и перспективах обязательного страхования при осуществлении коммерческих перевозок», в поиске найти золотую середину в регулировании интересов автовладельцев, страховщиков, станций технического обслуживания по системе ОСАГО за последнее время произошли определенные подвижки.
С 2022 года наблюдалась сильная волатильность стоимости запасных частей, их дефицит. С учетом неизбежного повышения расценок важно было сохранить доступность тарифов ОСАГО. Сегодня, отметил первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Алексей Синицын, можно сделать вывод о том, что рынок в целом приспособился к ситуации с запчастями, которая оказывала на всех участников серьезное давление.
«Этому помогает и практика использования при ремонте транспортных средств по согласованию с клиентами и страховыми компаниями некоторых восстановленных запчастей, деталей и так называемых аналогов. Снизилась волатильность стоимости запчастей», – сказал он.
По его словам, Российский союз автостраховщиков (РСА) достаточно оперативно обновляет свои справочники, однако сохраняется еще практика выплаты страхового возмещения деньгами по принципу ускоренной выплаты – получи сейчас, но меньше.
В целом по стране отмечается снижение доли незастрахованных по ОСАГО автовладельцев. В ряде регионов долю автовладельцев без таких полисов можно назвать незначительной. Так, в Татарстане в 2023 году она оценена в 0,9%, в Самарской области – 1,6%, Москве – 1,8%. В то же время в ряде регионов доля автовладельцев без обязательной автогражданки серьезна. Помимо Ингушетии и Чечни, где более трети всех автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО, это Республика Северная Осетия – Алания (38,5% водителей без ОСАГО) и Дагестан (34,4%).
«Такая неоднородная ситуация в регионах говорит о том, что необходим централизованный контроль за наличием полисов ОСАГО, который можно обеспечить проверкой наличия полиса обязательной автогражданки при помощи камер», – подчеркнул президент РСА Евгений Уфимцев.
В поисках оценки рисков
По мнению А. Синицына, сегодня необходимо предусмотреть возможность применения новых технологий для снижения рисков и более адресного определения тарифов страхования. «Имеется в виду телематика – информационный продукт, который позволяет отслеживать манеру вождения водителя», – уточнил он.
Парламентарий видит перспективы его внедрения, поскольку на стоимость полиса ОСАГО для коммерческого транспорта в первую очередь влияют высокие риски ДТП.
В определении степени рисков должен быть дифференцированный подход. Как отметил директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин, 98% таксомоторных услуг за пределами Московской агломерации осуществляются самозанятыми на личных машинах. И у них совсем иной уровень аварийности, чем у таксопарков столицы, чью модель экстраполировали на всю страну.
«Самозанятый водитель в сфере такси в 44 раза реже совершает аварии, чем обычные гражданские водители. И для того, чтобы нам говорить о том, какие тарифы будем применять к такси, нам сначала надо оценить реальную аварийность в сфере такси, не опираясь на Москву и города-миллионники, а опираясь на всю остальную Россию», – подчеркнул М. Шушарин, добавив, что исходя из этого следует выработать новую модель и алгоритм расчета стоимости полисов.
Стоит сказать, что за последние 8–10 лет сложились механизмы внестрахового возмещения вреда жизни, здоровью пассажиров. В частности, уточнил предприниматель, в один из фондов, который работает с сервисом заказа таксомоторных услуг, водитель такси выплачивает по 10 руб. в месяц или 120 руб. в год. Деньги аккумулируются в общей массе, из которой происходит возмещение страхового случая. Выплаты при этом бывают не ниже, чем по тарифам страховых компаний, а иногда и выше.