Больше 50 тыс. км российских дорог контролирует «Платон». Проезд каждого километра оценивается для владельцев грузовиков тяжелее 12 тонн в чуть больше 3 руб. Таковой стоимость проезда стала с февраля 2024 года, после индексации на 7,42%. Плату взимают в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам грузовиками, объяснила пресс-служба госсистемы. Возможности законным способом проехать без оплаты не существует, об этом РЖД-Партнеру рассказал Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК».
«Проезд по платной дороге на грузовике оплачивается все равно дороже, учитывая, что сборы на платных участках также постоянно увеличиваются», – прокомментировал он.
Через «Платон» денежные средства поступают в Федеральный дорожный фонд, а затем направляются на ремонт и капитальный ремонт федеральных автодорог. По итогам 2023 года в систему поступило 49 млрд руб., за счет них были отремонтированы около 1,1 тыс. км автодорог в различных субъектах РФ. Это только за один год, а система действует с 2015 года. С момента запуска «Платона» грузоперевозчики передали в Федеральный дорожный фонд 250 млрд руб. Итого отремонтировано 3,3 тыс. км федеральных дорог, а также 130 мостовых сооружений, такие данные в 2023 году привел глава Минтранса Виталий Савельев.
Око «Платона»
Год назад плата за проезд составляла 2,84 руб., в этом году – 3,05. На первый взгляд, сумма может показаться копеечной и незначительной, но нужно учитывать, что взимается она не за всю поездку, а за каждый пройденный километр, подчеркнул Сергей Гебель, член генерального совета «Деловой России».
«Кроме этого, платить нужно не за какие-то специальные платные дороги, а за все общедоступные бесплатные участки федеральных трасс. Можно говорить о том, что грузовикам, передвигающимся между городами, избежать трат на «Платон» практически невозможно», – продолжил он.
Учитывая, что пробег за одну поездку может достигать нескольких тысяч километров, суммарные затраты на «Платон» становятся существенными, добавил юрист. В госсистеме «Платон», по данным на конец марта 2024 года, зарегистрировано более 800 тыс. грузоперевозчиков и логистических компаний и свыше 1,8 млн большегрузных транспортных средств. Однако водители большегрузов, по данным Минтранса, предпочитают экономить. Они, как выяснили в ведомстве, не используют устройства для оплаты проезда и не подключаются к «Платону», а предпочитают платить штраф в размере 5 тыс. руб. Более того, если оплатить его в первые пять дней, то есть возможность оплатить штраф с 50-процентной скидкой. Более того, водители-иностранцы и вовсе не оплачивают ни «Платон», ни штраф, а покидают страну, об этом рассказал замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Антон Козлов на совещании в Комитете Госдумы по транспорту. В связи с этим Минтранс подготовил законопроект, обязывающий собственников дорог «погружать сведения о наличии задолженности в единый реестр». Эта информация будет доступна при пересечении транспортным средством границы, объяснил Козлов, то есть не оплатив все платные дороги, штрафы и другие положенные сборы, иностранное ТС не сможет покинуть Россию.
Попытку повысить размер штрафа Минтранс предпринимал в 2017 году, но тогда законопроект не поддержали в Госдуме. В 2023 году попытка вновь провалилась, отрицательное заключение дал Минэкономразвития, в ведомстве посчитали предложенную сумму несоразмерной опасности нарушения. В этом году законопроект только планируют направить в Госдуму, но, со слов А. Козлова, документ уже находится в высокой степени согласования.