Росстат с большим отставанием публикует отчеты, и 3 апреля служба поделилась данными по грузообороту транспорта и перевозке грузов за февраль 2024 года.
Так, по данным Росстата, грузооборот автотранспорта в феврале составил 30 млн т-км, снизившись на 2 млн по отношению к январю (Росстат скорректировал данные – грузооборот в январе составил 32 млн т-км, а не 30 млн т-км, как РЖД-Партнер отмечал ранее). Также в феврале автотранспортом было перевезено 462 млн тонн груза, значительно прибавив в объеме – в январе он составлял 450 млн тонн (также уточненные данные. В ранней публикации – 443 млн тонн).
По периметру
В сегменте грузоперевозок март проходил без особых потрясений. По крайней мере, в начале. Продолжали говорить о текучке кадров, расширении номенклатуры опасных грузов для перевозки между РФ и Китаем, пробках на границах, вызванных погодными условиями. Но конец месяца отметился рядом нестабильностей.
Сначала пропуск фур из Калининграда был остановлен из-за сбоя в информационных системах в Литве, и при пропускной способности 150 машин в одну сторону в сутки, было принято только 28 грузовиков. А 26 марта Европа закрыла пункты пропуска «по всему периметру» и транзит грузов через Россию и Белоруссию. Польша и Латвия оставили по одному рабочему пункту пропуска, которые работают с российскими автоперевозчиками грузов, а Литва оставила два.
«Сокращение количества маршрутов у перевозчиков и игнорирование норм пропуска сопредельными странами привели к существенному увеличению времени ожидания въезда в ЕС. В итоге установлен антирекорд с начала года: по состоянию на 22.03.2024 около 3200 фур ожидают въезда в ЕС с территории Республики Беларусь, – сообщают в «Trasko». – Перед единственным действующим латвийским пунктом пропуска Патерниеки – Григоровщина фиксируется 640 грузовиков. Через данный погранпереход на сопредельную территорию проследовало 52% авто от согласованной нормы пропуска.
Не сильно отличается ситуация и на польско-белорусском МАПП Кукурыки – Козловичи, там контрольные службы Польши приняли 66% транспорта.
Эти простои при прохождении границ вызвали значительный рост тарифов на перевозки из ЕС, особенно через литовские переходы (до +50%). Но если это – ситуативные решения, то динамику тарифы демонстрируют в целом:
«Тарифы на перевозку сборных грузов поднялись с начала года на 4–7%, в зависимости от направления, особенно это касается направлений из Москвы в регионы Урала и Сибири. В остальном ситуация, по сравнению с предыдущим периодом, не изменилась», – отмечают в «Trasko».
Тонкости Востока
Погранпереход Маньчжурия (Китай) – Забайкальск (Россия) работает в штатном режиме.
В зоне переходов Казахстан – Китай сохраняются нестабильные погодные условия и есть риск увеличения сроков доставки.
Восстановлению прежнего уровня грузопотока после новогодних праздников в Китае препятствуют сложности: китайские поставщики испытывают трудности с получением оплаты от российских покупателей.