– Штрафы существуют в рамках КоАП для грузоперевозчиков и компаний, занимающихся транспортировкой пассажиров. Для них действуют три статьи, связанные с модулями ЭРА-ГЛОНАСС: нарушение правил перевозки опасных грузов; осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии; нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Предусмотрены штрафы как для водителя фуры, задействованной в грузоперевозках (его размер до 1,5 тыс. руб.), так и владельцев транспортных компаний, юридических лиц (размер штрафа до 400 тыс. руб.). Собственник автомобиля, который осуществляет перевозку пассажиров – до 25 тыс. руб.
Штрафы для владельцев автомобилей, используемых в личных целях, не предусмотрены.
– В какую сумму оценивают установку тревожной кнопки?
– Установка – до 50 тыс. руб. Она складывается из стоимости самого модуля – это 32,5 тыс. руб., сама установка – 10 тыс. Еще 2,5 тыс. – идентификация в системе.
– Каков срок установки тревожной кнопки на импортированные автомобили?
– Время установки – до 3 часов. Гарантия – 3 года. Продавать и устанавливать устройство вызова экстренных оперативных служб имеют право только авторизованные компании. С января по сентябрь этого года к системе ГЛОНАСС подключено более 646 тыс. автомобилей, что на 12,5% больше аналогичного периода прошлого года.
– Сообщается, что китайские производители отзывают авто для установки тревожной кнопки. Что собственник авто получает взамен?
– Отзывные кампании рассматривать со стороны того, что что-то не в порядке, не стоит. Это обычная практика для производителей не только высокотехнологичного оборудования повышенной опасности, которым является автомобиль, но и для производителей таких товаров, как смартфон. Все это для того, чтобы потребитель пользовался качественным продуктом. Это забота о клиенте. Отзывная кампания – это не гарантийный ремонт: по гарантии в сервисе починят уже сломавшуюся деталь, а по отзывной меняют то, что, возможно, может сломаться. Согласитесь, это не одно и тоже. Собственник авто получает качественный продукт и отличный сервис.
– В Россию поставляются машины из Китая, у которых уже есть тревожная кнопка. Если есть, почему эту систему нельзя использовать в России?
– Со стороны государства есть достаточно серьезный запрос на качество производимого оборудования ЭРА-ГЛОНАСС. И основной вопрос сейчас к автопроизводителям и поставщикам, которые устанавливают свое оборудование или поставляют автомобили с предустановленным оборудованием, – это качественное несоответствие устройства вызова экстренных оперативных служб, которое не обеспечивают срабатывание в автоматическом режиме. В связи с этим транспортные средства не соответствуют требованиям пункта 114 приложения № 2 к техрегламенту и несут непосредственную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью и жизни граждан. Здесь также нужно сделать акцент на том, что экспертиза в производстве в нашей стране на порядок выше, чем в других странах. Во-первых, именно Россия на государственном уровне впервые в мире масштабировала сервис оказания экстренной помощи. Во-вторых, именно наши специалисты обеспечили эффективную работу системы ЭРА-ГЛОНАСС, например, в Европе, где не смогли справиться с массовостью ложных вызовов, а у нас все работает корректно.
Согласно требованиям ГОСТа Р 54620-2011, система подает сигнал при лобовом, боковом столкновении и при ударе сзади. Также предусмотрена подача сигнала SOS вручную: достаточно нажать на специальную кнопку, и система соединит пострадавшего с оператором контакт-центра, который примет в работу все детали ДТП, и в случае необходимости оперативно направит бригаду спасателей, медицинских работников и экипаж ГИБДД. Все для того, чтобы пострадавший был вовремя спасен. Сейчас более 80% (более 40 тыс. вызовов) всех сигналов SOS происходят автоматически, то есть тогда, когда человек, попавший в аварию, не в состоянии самостоятельно вызвать спасателей. Понимаем, что без системы ЭРА-ГЛОНАСС водитель отдает свое спасение на волю случая. Таким образом, необходимо смотреть на установку системы не как на обязательства перед государством, а как на ответственность за обеспечение собственной безопасности, своих сотрудников и пассажиров или партнеров, перевозкой которых занимается та или иная компания.
Беседовала Алена Алешина