– Служба заказа легкового такси. Именно так они сами себя называют в договоре оферты. Законодатель в законе «О такси» описал их фактическое положение на рынке. То есть это структура, которая фактически не оказывает перевозку пассажиров, но оказывает посреднические услуги между потенциальными пассажирами и потенциальными перевозчиками. С точки зрения буквы закона они те, кем они себя называют. Здесь сюрпризов нет.
Есть сюрприз в другом: агрегаторы фактически организуют перевозку пассажиров, но не несут за нее никакой ответственности.
– Агрегатор проверяет водителей перед тем как они выходят в рейс?
– И да, и нет. В частности, агрегатор несет ответственность за соответствие водителей законным требованиям: проверяют стаж, судимость, наличие прав на управление автомобилем. Но состояние водителя в момент оказания услуги – не проверяют.
Агрегатор должен, согласно закону, проверять медицинское состояние водителей. Он, согласно нормам закона, должен выходить на смену отдохнувшим и не иметь переработок. Но если будет установлена переработка водителя, то агрегатор не понесет наказание. Машину агрегатор тоже должен проверить. Но он проверяет только факт ее внесения в реестр, а соответствие автомобиля параметрам и исправность в данный момент, то есть в момент исполнения заказа, – нет. Получается, агрегатор не отвечает за то, что водитель приехал на неисправном автомобиле.
– Если штрафы введут, изменится ситуация на рынке такси?
– Нет. Сами по себе штрафы ничего не изменят. Нужно желание надзорных органов заниматься профилактическим надзором за деятельностью такси. В КоАП предусмотрены штрафные санкции за переработку водителю и организации, которая позволила ему сесть за руль. В отношении такси эта норма закона никогда, подчеркиваю, никогда не применялась. Все говорят о переработке водителей, но агрегаторы сделали все возможное, чтобы снять с себя ответственность. Как? Например, они вводят новое лицо – агента. И теперь агент, согласно договору оферты, ответственен за привлечение водителей к исполнению услуги по перевозке пассажиров. Но в законе ответственность агента за привлечение водителя не прописана.
– Если пассажир получил увечья в результате поездки на неисправном автомобиле с засыпающим от усталости водителем?
– То агрегатор, согласно закону, несет ответственность. Но с оговорками. Если сумма ущерба превысила все лимиты. Лимитов всего два: первый – это 600 тыс. по ОСАГО, и 2 млн руб. по обязательному страхованию ответственности перевозчика. Только в случае превышения всех этих лимитов агрегатора через суд привлекают к ответственности. Такое почти невозможно! Получается, агрегаторы сделали все возможное, чтобы снять с себя ответственность.
У них даже получилось ограничить пассажира в правах. Ранее пассажир мог взыскать со службы такси расходы, которые он понес из-за опоздания на рейс самолета, или поезда, или даже на деловую встречу. Теперь, согласно действующему законодательству, такси не возмещают убытки пассажиру за, например, позднюю подачу такси.
Агрегатор забрал у пассажира и водителя возможность корректного взаимодействия, чтобы решать вопросы и проблемы, возникающие во время поездки. Если вы забыли вещь в такси, то вы не можете напрямую позвонить водителю.
– Закон о такси вывел таксистов из серого рынка?
– Я верю, что закон выведет такси из серой зоны, но для этого нужно время. И усилие всех сторон. На сегодня агрегаторы прилагают максимум усилий, чтобы сохранить теневой рынок. Тут очень многое зависит от надзорных и контролирующих органов. Конечно, нельзя отказаться от законов рынка, нельзя заставить агрегаторов стать благотворителями и отказаться от коммерческих интересов.
– Как отличить простого водителя от водителя такси, если последнее никак не брендировано?
– Да никак! Поэтому к перевозкам необходимо допускать только брендированные автомобили, только так получится идентифицировать автомобиль в дорожном потоке. У машин такси должны быть и цвет, и шашечки. Но лоббисты агрегаторов убеждают региональные власти, что брендирование увеличивает стоимость затрат на привлечение перевозчиков. Делается это специально, чтобы надзорные органы не могли в потоке выделить такси для проверки. Таким образом, агрегаторы смогут дальше прятать нелегальных перевозчиков, и не выводить их из серой зоны.
Беседовала Алена Алешина