– Как бы Вы охарактеризовали положение на границе?
– Я бы сказал, что водители, которые сейчас простаивают сутками на КПП из Европы в сторону Белоруссии и России, – герои своей профессии. Многосуточное ожидание переезда границы требует сил и выносливости при мощном моральном давлении.
Происходит это от безвыходности – водителям нужно содержать свои семьи, жертвуя собой. Сейчас на латвийско-белорусской границе с момента постановки фуры в очередь и до момента пересечения шлагбаума проходит 9 суток, на латвийско-российском переходе – 2–3 суток.
– Чем можно объяснить удручающее положение на КПП?
– Огромное количество скопившихся машин вызвано их растущим потоком. Так, существует регламент, согласно которому нормируется число транспортных средств, подлежащих переходу в сутки. Но регламент этот формировался тогда, когда работали все границы. Сейчас же весь товар хлынул на оставшиеся несколько КПП.
Скачку числа фур и времени простоя на границе поспособствовало прекращение Литвой оформления товаров в белорусском направлении. И все эти машины были вынуждены переместиться на латвийские переходы. По моему мнению, это произошло из-за протеста литовской стороны против сотрудничества с Белоруссией.
Мы не можем отделить сложившуюся ситуацию от геополитики, где работают санкционные списки относительно грузов, которые разрешены к перевозке, которые разрешены или запрещены к перецепке, которые могут перемещаться в перегрузке.
С российской стороны также есть указ, по которому ряд грузов запрещен к транзиту. Исключение составляют медикаменты, алкогольные напитки и медицинское оборудование. Надо отметить, что мы оказались в очень нестандартной ситуации.