Это связано с неопределенной ситуацией в море, нагрузкой на порты, близкой к максимальной загрузке ж/д инфраструктуры Дальнего Востока, Забайкальского региона и Транссиба, сезонными задержками и нехваткой составов. В новых условиях автомобиль становится приоритетным способом грузоперевозок и февраль только укрепил эту тенденцию.
В частности, автодоставка является быстрым способом перевозки по направлению Китай – Россия: заторов на границах не наблюдается, в прошлом году принятых мер было достаточно, чтобы сейчас были созданы условия для быстрого прохождения МАПП и оформления необходимых документов. Период перевозки, например, в Москву занимает 18–25 дней, но по-прежнему ситуация во многом зависит от времени прохождения границы и общей ситуации на дорогах. Скорость влияет и на стоимость – цена на автоперевозку превышает ж/д примерно в 1,5 раза, однако авто может возить большую номенклатуру и поместить в себе больше груза, в том числе габаритного. Уже отдается предпочтение и будет увеличиваться сегмент LTL-перевозок (сборные грузы).
Инфраструктура
Как следствие, ведется активное строительство дорог на территории РФ, направленных на Восток, в частности, продолжается строительство магистрали М-12 «Восток», соединяющей Москву с Казанью и ставшей частью МТК Европа – Западный Китай. Так, в своем выступлении перед Федеральным собранием 29 февраля Владимир Путин объявил о планах по расширению трассы М-12. По его словам, в этом году она будет проложена до Екатеринбурга, а к 2025 году – до Тюмени.
В направлении Европы доставка грузов и так невелика, и продолжает снижаться с легкой руки правительств европейских стран. Стало известно, что с 1 марта по инициативе Литвы будут закрыты еще 2 МАПП с Белоруссией. Работу продолжат только два грузовых автомобильных белорусских пункта пропуска: Каменный Лог – Мядининкай и Бенякони – Шальчининкай.
Очередь на въезд из Латвии в Россию через два КПП в Псковской области достигла 870 грузовиков: на МАПП «Бурачки» въезда ждут 570 фур, на МАПП «Убылинка» – 300. При этом за сутки на первом из них оформили на въезд 155 грузовиков, на втором – 113, но очередь только растет, сообщает «Траско».
У участников ВЭД сохраняются сложности, связанные с непринятием большинством турецких банков денежных средств из России.
На переходах Казахстан – КНР сохраняются нестабильные погодные условия, как следствие – увеличиваются сроки транзита. Но в сообщении с Китаем объем грузов и без того падает, так как многие производители в Китае ушли на каникулы. Возобновление активной работы по разным оценкам прогнозируется с середины марта до апреля.
Дефицит персонала
Все больше транспортных компаний заявляют о дефиците персонала, но эта проблема актуальна, скорее, в целом для логистики, а не ее отдельного сегмента. Так, из-за того, что некому работать, простои автопарков в некоторых случаях достигают 30%. «Отбить» амортизацию и затраты на рассадники и топливо для других – пока находящихся на ходу – автомобилей, становится сложнее.