– Пилотными стали малонаселенные северные районы, в которых традиционно существует проблема грузового транспорта. Они находятся на территории Ямала, Ханты-Мансийского АО, Чукотки, Камчатки и Томской области. В этих регионах есть потребность в более срочных поставках, чем может обеспечить существующий транспорт. Чтобы отправить тяжелый транспортный вертолет, нужно ждать его полной загрузки, и часть посылок долго не получается доставить. А беспилотник отправляется, когда нужно, и именно на ту площадку, где его ждет получатель. В такой быстрой доставке заинтересованы добывающие предприятия Крайнего Севера, социальные поставки нужны на Чукотке и Камчатке, где грузовые беспилотники могут стать практически основным видом транспорта. Поэтому когда появилась возможность заменить один грузовой рейс на несколько мелких с разными точками посадки, этим сразу многие заинтересовались. Экономическая целесообразность проекта очевидна для Севера.
– Дроны какой грузоподъемности вы начинаете использовать в сентябре и кто их производит?
– Мы входим в этот проект консорциумом. «Авиателекоминвест» занимается производством оборудования для единой системы организации воздушного движения и будет отвечать за интеграцию беспилотников в единое воздушное пространство. Для того, чтобы производить летающие машины, у нас есть партнер – компания «Аэромакс» – дочернее предприятие АФК «Система». Мы исходим из того, что сейчас самые сильные игроки рынка должны объединиться и сделать первые шаги, чтобы новый рынок начал функционировать.
Летать будем на беспилотных вертолетах компании «Аэромакс», которая их и производит, и эксплуатирует. Для этого уже подготовлен персонал. Самый маленький из наших вертолетов имеет массу 450 кг и может перевозить до 100 кг в грузовом отсеке на расстояние до 500 км. С него и начнем программу. Эти машины уже испытаны и готовы к регулярным полетам, осталось только завершить формальные процедуры.
Другая модель весит 750 кг и имеет грузоподъемность 300 кг. Этот вертолет проходит летные испытания, которые планируется завершить до конца года, после чего он приступит к повседневным полетам.
Третий вертолет имеет максимальную взлетную массу до 3 тыс. кг с грузоподъемностью 1 т. Его еще дорабатывают. Мы предполагаем, что наиболее массовыми на первых порах будут первые две модели. Самые легкие и экономичные.
– Как пилоты управляют летающим грузовиком?
– Этот вертолет осуществляет полет в полностью автоматическом режиме. Программа полета закладывается заранее, а взлет, выход на маршрут, полет по маршруту и посадку дрон осуществляет самостоятельно. Оператор лишь контролирует процесс и при необходимости вносит коррективы. Непосредственного пилотирования в данном случае нет.
– Сколько грузовых беспилотников изготовлено уже сейчас и какими темпами планируете наращивать парк?
– Финансовые модели развития хорошо просчитаны на каждый год, поэтому мы четко представляем производственную программу. На этот год – 35 вертолtтов взлетной массой 450 кг. До конца следующего – 65 летающих грузовиков обеих моделей.
В 2025 году у нас будет 200 грузовых беспилотников, а в 2027-м – 344 машины.
– Какие регионы будет охватывать программа после освоения пилотных?
– Пилотные регионы избраны не только из соображений экономической целесообразности, но и потому, что там низкая плотность населения и почти отсутствует воздушный трафик. Соответственно ничтожно мал риск столкновений при отработке этой новой технологии. А дальше в зависимости от наших результатов будем смотреть в сторону более густонаселенных территорий. Конечно, очень бы хотелось дойти до Московской области, потому что логистических задач там несопоставимо больше, чем на Крайнем Севере. И задачи эти кратно интереснее, и логистический рынок открывает колоссальные возможности. Но сначала мы этап за этапом отработаем все технологии до полной безопасности для людей и имущества. Сроки, когда мы появимся в сердце России, сложно назвать.
– А дальность полета беспилотных грузовиков будет увеличиваться?
– Да, для этого мы активно занимаемся поиском решений по беспилотному самолету грузоподъемностью не менее 400 кг. Его дальность должна быть в диапазоне 1000–1500 км. Аналогов такого дрона гражданского назначения пока еще нет, существуют только военные с похожими параметрами.
– Будете пользоваться в своем авиапарке только отечественными машинами или искать иностранные под переделку?
– Сейчас наши беспилотники на 95% состоят из отечественных деталей, включая двигатели. Планируем держаться того же курса. Все производство, как опытное, так и серийное, у нас расположено в Москве, в индустриальном парке «Руднево». Там достаточно площадей для наращивания мощности производства.
Беседовал Михаил Зубов