– Административные нарушения, вроде курения в туалете самолета или выпивки тайком на борту, конечно, встречаются чаще, чем уголовные. Массовый авиатуризм, особенно, если мы говорим о чартерах, – это путешествие на отдых, отпуск. И в аэропорту после прохождения досмотров люди иногда «отпускают вожжи», чувствуют себя одной ногой в отпуске, позволяют себе выпить лишнего в баре перед посадкой и прочее. Нет, наверное, сферы работы с людьми, где клиенты что-нибудь да не нарушат, это естественная поправка на правило «люди разные». Разумеется, на нарушение правил, тем более правил поведения в самолете, нельзя смотреть сквозь пальцы – это общая безопасность пассажиров на борту, и понятно, что авиакомпании, формирующие черные списки, заботятся о том, чтобы из небольшого нарушения не вырос большой скандал, чреватый временными, денежными, репутационными потерями для авиакомпании и угрожающий безопасности пассажиров.
– Не слишком ли радикальны новые предложения?
– Ни как турист, ни как турагент я такие радикальные меры, как общие черные списки сроком на три года, не одобрю. Инциденты случаются далеко не на каждом рейсе, часто они предаются огласке в СМИ и в соцсетях. Потенциальные пассажиры, прочитав, чем закончилось неправильное поведение того или иного туриста на борту, крепко задумаются, а стоит ли это нарушение потерянного отпуска, штрафа, испорченной репутации, и тем более – уголовного наказания. Да и дебошир обычно наказан достаточно, чтобы не повторять подобного. Авиакомпания, скорее всего, и так не встретится больше с этим пассажиром, и вряд ли он решится повторить такое на борту воздушного судна в принципе. «Рьяный авиахулиган» – это что-то фантастическое.
– Чем чреваты общие жесткие черные списки?
– Во-первых, ограничением права человека на авиапередвижение на довольно долгий срок. А ведь в течение этих трех лет может возникнуть какая-то жизненно важная ситуация, требующая перемещения между пунктами, где нет, к примеру, железной дороги или невозможно доехать на машине. Все бывает.
Во-вторых, ошибками. Есть однофамильцы, которые могут пострадать ни за что. Это не пойдет на пользу репутации авиакомпании.
– Насколько полезным станет нововведение для туроператоров, каких рисков позволит избежать?
– Любые искусственные жесткие общие ограничения – это всегда подножка для туротрасли. Так или иначе, это падение турпотока, удорожание того же авиабилета в составе тура. Мне кажется, общее огульное «запретить» всегда растет из нежелания дополнительных затрат на профессиональное решение проблемы на месте, нежелания планировать тот или иной риск и учитывать его в своих бизнес-схемах. Разумеется, авиаотрасль – это сфера высоких рисков и ответственности авиакомпании за безопасность, здоровье и жизнь пассажиров. Черные списки пассажиров, как и черные списки просто клиентов любой сферы услуг, так или иначе существуют и, думаю, оправдывают себя в качестве сдерживающего средства. Но их объединение и увеличение срока их действия будет скорее минусом, чем плюсом. Для самих авиакомпаний, в первую очередь. Что касается намерения авиакомпаний делиться черными списками пассажиров с туроператорами – это, скорее, хорошо. Прежде чем продать тур, ответственный турагент/туроператор в любом случае ведет проверку по всем фронтам возможных ограничений для туриста, мешающих ему воспользоваться туром, от наложенного запрета на выезд из-за штрафа до срока действия паспорта и прочего.
Беседовала Анна Маничева