При этом на первое место выходят меры безопасности.Во многих регионах были введены запреты на применение беспилотников. Длительное закрытие полетов может сказаться на деятельности беспилотной авиации во многих отраслях рынка. Это и аграрный сектор, и строительство, и нефтегазовый комплекс. Некоторые эксперты уже подсчитывают убытки, однако необходимо продолжать работу по регулированию. После снятия запретов мы должны быть готовы начать все больше использовать БАС (беспилотные авиационные системы) в отраслях экономики. Разработка, производство и организация работы беспилотной авиации является одним из важнейших направлений для повышения технологического суверенитета РФ.
Вне зависимости от запретов для гражданских беспилотников существует затруднения, связанные с долгой и сложной процедурой согласования плана полета и получения разрешения на полеты. Это, естественно, негативно сказывается на их использовании в полной мере. В связи с этим немалый процент пользователей БАС не согласовывает полеты и уходит в серую зону, что не соответствует принципам безопасности.
Важно уже сейчас организовывать удобную и прозрачную систему полетов беспилотной авиации. Решением в данной ситуации может стать создание национального центра управления беспилотными системами, принцип работы которого будет предусматривать системную и проработанную организацию полетов гражданских беспилотников.
Начать работу необходимо с соблюдения мер безопасности и предпринять следующие действия:
– скорректировать правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов и паспортам безопасности объектов в части дополнения требований о мерах по технической оснащенности средствами защиты от противоправного применения БАС;
– субъектам РФ провести анализ уже имеющихся паспортов антитеррористической защищенности на предмет включения требований по обеспечению защиты. При этом следует не ограничиваться только объектами, имеющимися у паспортов антитеррористической защищенности, но и оценить иные объекты, имеющие высокий риск атак беспилотников.
Какие задачи возникают на этом пути? Разработка единой цифровой платформы, оператором которой может выступить национальный центр управления беспилотными системами. Важно определить, на базе чего такой центр может быть создан, учитывая оценку уже имеющейся инфраструктуры, единой системы организации воздушного движения.
По итогам заседания секции «Цифровая трансформация транспорта» Минтрансу совместно с Минцифры было рекомендовано рассмотреть вопрос о создании такой единой цифровой платформы. Считаю крайне важным, чтобы работа этого единого центра предусматривала оперативный межведомственный информационный обмен данными по согласованию полетного задания.
Немаловажным остается вопрос классификации воздушного пространства и определения правил совершения воздушного движения. Именно это поможет интегрировать БАС в единое пилотируемое авиацией воздушное пространство на должном уровне безопасности.
Для простого и понятного использования единого сервиса полетов БАС, вероятно, зарегистрированным пользователям должны быть доступны карты регионов с отражением полетных зон и с указанием сроков согласования полетов. Считаю, что такой срок не должен превышать 2 суток с момента подачи заявки.
Артем Шейкин, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации