Необходимо сформировать схему перспективных грузо- и пассажиропотоков с использованием разных видов транспорта и выявить «узкие места» транспортной инфраструктуры, которые могут стать препятствием для прогнозных перевозок в запланированном объеме даже с учетом изменения маршрутов и переключения этих потоков между видами транспорта. Перечень проектов по устранению «узких мест» – это и будет перечень проектов по развитию транспортной инфраструктуры для синхронизации возможностей транспортного комплекса страны с перспективными потребностями экономики и населения. Проекты развития транспортной инфраструктуры необходимо проранжировать по значимости и по эффектам для государства с целью определения приоритетов их реализации с учетом достаточности ресурсов. Это главное отличие формирования нацпроекта «Транспорт». Ранее расшивка «узких мест» происходила, когда они уже сформировались и реально препятствовали развитию экономики. Сейчас предполагается недостаточность транспортного комплекса выявлять заранее и устранять «узкие места» превентивно. В этом суть нацпроекта.
Роль Минтранса – сформировать актуальный транспортно-экономический баланс исходя из стратегических задач социально-экономического развития страны, построить на его основе перспективную транспортную сеть с выделением основных районов зарождения и поглощения грузо- и пассажиропотоков, отобрать проекты по развитию этой сети, провести их приоритезацию, а затем реализовать эти проекты.
Срок такого нацпроекта напрямую связан с горизонтом планирования развития национальной экономики. На какой срок составляем прогноз развития национальной экономики – на такой же срок и надо формировать план развития транспортной сети. Подобные прогнозы необходимо формировать по ключевым грузо- и пассажиропотокам и уже на их основании развивать транспортную сеть страны.
Транспортные коридоры и маршруты России необходимо развивать диверсифицированно. Нужен и коридор Север – Юг, и Восточный полигон, и СМП, чтобы наша страна имела пространственное развитие по максимальному числу направлений. ВСМ для нашей страны уже давно назрел. И развивать его необходимо именно в нынешней парадигме – «только отечественное», чтобы не иметь никаких технологических ограничений для масштабирования и развития. Реализация такого высокотехнологичного проекта даст мощный толчок для многих отраслей промышленности. Потребуется множество научных исследований, испытаний, постановки на производство новых видов техники и технических решений, материалов, сплавов, электротехники, вычислительных систем. И эти новые разработки в виде уже внедренных в серийное производство продуктов обязательно найдут свое применение не только на железнодорожном транспорте, но во многих других сферах промышленности и даже шире.
Маглев на нынешнем уровне развития все-таки еще очень сырая и дорогая технология, а для грузоперевозок коммерчески неоправданная. Маглев – это пока еще удел научных изысканий, поиска наилучших технических решений и совершенствования технологий, а для грузоперевозок в нынешних объемах и наших расстояний экономически и технологически пока еще нецелесообразен.