Но при этом товарооборот между двумя странами распределен неравномерно. Россия поставляет в Индию гораздо больше продукции, чем закупает: импорт российских товаров составил более 60 млрд долларов, больше только у Китая, чья сумма поставок в Дели составляет 100 млрд долларов. При этом экспорт в Россию из Индии достиг чуть более 4 млрд долларов.
Этому есть простое объяснение. В Индии дефицитный торговый баланс: у нее в целом не слишком развитый экспорт, и покупает она намного больше товаров, чем продает. Это происходит из-за экономики, которой нечего предложить более развитым рынкам – например таким, как российский. Но при этом у страны есть потенциал: в настоящее время там активно растет автомобильная промышленность, и в перспективе импортеры могут обратить внимание на нее. Тем более, что качество индийского автопрома – хорошее.
Внешнеэкономические отношения регламентируются Законом о внешней торговле и Политикой внешней торговли.
Вся ввозимая продукция декларируется на таможне, за нее уплачиваются необходимые пошлины и сборы. После этого осуществляется процедура таможенной очистки – на товар недостаточно международных сертификатов, необходимо получить документы, соответствующие законодательству Индии.
Процесс импорта состоит из нескольких этапов:
• Получение номера кода для экспортеров и импортеров (IEC). Это происходит по месту нахождения продукции в представительстве Главного управления внешней торговли (DGFT) и занимает до 15 дней. Номер IEC выдается бессрочно, и это обязательный бизнес-идентификатор – без него ни один человек и ни одна компания не могут осуществлять экспортно-импортные операции.
• Оформление лицензии на импорт. На некоторые категории товаров нужна лицензия, которая выдается на срок до 2 лет. Узнать, подпадает ли ваша продукция под эти требования, можно в единой системе ITC (HS), проверив в ней код товара.
• Заполнение документов. После оформления лицензии, импортер предоставляет таможенную декларацию и постоянный номер счета (PAN). Таможенную декларацию подают двумя способами — через специальную электронную систему или без нее. Первый вариант удобнее: таможенную декларацию заполнять не надо, она оформляется автоматически, но импортер обязан предоставить грузовую декларацию. Во втором варианте потребуется подать полный пакет документов, включая сертификаты происхождения и проверки товара.
• Уплата таможенной пошлины. Пошлина состоит из нескольких частей – основной ставки, социального сбора и интегрированного налога. Также на некоторые товары введен дополнительный сбор.
На ряд продукции при импорте в Индию обязательно придется получить сертификат (IQS) – это электрические приборы и выключатели, оборудование для рентгена, детские бутылочки из пластика.
Чтобы экспортировать товары, сначала потребуется оформить лицензию, номер IEC, а затем получить сертификат о происхождении в Торговой палате Индии. Поскольку в последние годы наметился сильный перекос в сторону импорта, то Индия разработала меры поддержки для экспортеров. Среди таких инициатив – кредиты по льготной ставке, цифровая сертификация, помощь с перевозками и реализацией товара для ряда сельхозпроизводителей.
В пакете документов для внешнеторговых операций должны быть:
• декларации (таможенные, экспортные и т. д.);
• накладные на товар;
• договоры купли-продажи;
• документы, подтверждающие оплату;
• коммерческий счет;
• упаковочный лист.
Всю актуальную информацию и изменения публикует официальный сайт индийской таможни.
Для того, кто не знаком с индийским рынком и только планирует сотрудничество, стоит заручиться поддержкой брокера с релевантным опытом. Не нужно воспринимать брокерские услуги как лишнюю трату денег – напротив, это позволит избежать многих подводных камней и в результате сэкономить средства. Хороший брокер поможет провести весь процесс, от поиска поставщиков и покупателей до отслеживания товаров в пути.
Как везут товары – перспективы МТК
Транспортировка товаров между Россией и Индией по большей части происходит через грузинские порты. Существующие маршруты поставок загружены, поэтому приходится осваивать альтернативные: например, проходящий через Иран мультимодальный Север – Юг. Главное его преимущество в том, что путь занимает вполовину меньше времени, чем стандартный маршрут через Суэцкий канал, и почти на 40% выгоднее. Но минусы тоже есть: разные требования государств к оформлению товара, непростая ситуация в Иране – проблемы на границе, гористая местность, усложняющая доставку по автомобильным и ж/д дорогам.
Уже несколько лет обсуждается морской коридор из Ченнаи во Владивосток, который позволит увеличить товаропоток между Индией и нашей страной. Российские власти все активнее говорят о запуске, сотрудничают с индийскими партнерами, планируя использовать эту линию для транспортировки сжиженного природного газа, нефти и угля.
Еще одной альтернативой может стать Северный морской путь – Россия уже пригласила Индию к совместному использованию. Это перспективное направление: в 2023 году грузооборот по СМП составлял 34 млн тонн в год, но Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики считает, что в ближайшие пять лет он вырастет в 4 раза.
Что ограничивает торговлю
Основное препятствие в торговле между двумя странами в том, что рупию (национальную валюту Индии) практически невозможно конвертировать. Это доступно только в самой Индии, на бирже или в местных банках, и в ограниченном количестве. Если нужна крупная сумма, как это бывает при экспортно-импортных операциях, то дополнительно потребуется разрешение индийского регулятора. Так что несмотря на то, что Москва активно продвигает политику расчета в национальных валютах со странами-партнерами, с Индией в полной мере это невозможно.
Но выход из положения сейчас найден – пусть и временный, но работающий. Основная часть поставок оплачивается в долларах, меньшая часть – в дирхамах, национальной валюте ОАЭ. Особых проблем с этим нет, поскольку курс дирхама прочно привязан к доллару. В 2023 году за незначительную часть продукции расчеты производились в китайских юанях. Также в Индии существует собственная система мгновенных платежей UPI, и ведутся переговоры об интеграции ее с российской системой «Мир».