+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2024 13:44:20
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Полезные лайфхаки: как доставлять товары в условиях санкций

С 2022 года всем, кто имеет дело с импортными товарами, пришлось перестраиваться. Многие ранее популярные направления стали недоступны, а на ряд товаров из «недружественных» стран действуют повышенные ввозные пошлины в 20%. Для РЖД-Партнера генеральный директор компании мультимодальной логистики Holding Finance Broker Татьяна Кулябина рассказала, как строить логистические цепочки в меняющихся условиях и на чем можно сэкономить.
Полезные лайфхаки: как доставлять товары в условиях санкций

– Что изменилось за последнее время в логистике?
– За последние пару лет в логистике сформировались новые тренды, став ответом на санкционные, геополитические и прочие ограничения. Вот основные тренды:
● Разворот на Восток. По данным Главного таможенного управления КНР, за прошлый год объем товарооборота с Россией вырос на 26,3% – до рекордных $240,11 млрд. Доля импорта при этом выросла на 12,7%, достигнув $129,13 млрд. Помимо санкций, большую роль сыграло снятие ковидных ограничений в Китае. Это привело к расширению логистической инфраструктуры между странами: открылся новый транзитный мост через реку Амур и железнодорожный переход Нижнеленинское – Тунцзян.
● Рынок морских перевозок стабилизировался. За прошлый год негативный эффект от ухода крупнейших международных перевозчиков прошел, так как на их место пришли новые. Главная причина – высокая маржинальность российского направления в сравнении с Европой и США.
● Развитие коридора Север – Юг. Помимо Китая, российские импортеры наладили поставки из Ирана, ОАЭ, Катара и Индии благодаря новым схемам от логиститических операторов.
● Доставка в РФ через третьи страны. Несмотря на ограничения, из Европы в Россию по-прежнему попадают лекарства и некоторые другие товары. Для остальных появились схемы доставки через порты Китая или ОАЭ, а также транзитом через Турцию, Иран, Грузию.
● Новые сервисы для импортеров. Поскольку торговать с Китаем напрямую становится все проще – благодаря крупным маркетплейсам для оптовиков – появляются новые запросы со стороны импортеров. Так, логистические компании стали предлагать не только доставку под ключ, но и поиск поставщиков, оформление документов, переговоры о скидках.

Новые маршруты

– Какие маршруты стали наиболее значимыми?
– Активнее всего импорт идет по трем международным коридорам, где суммарный грузопоток за прошлый год составил 550 млн – на 17% больше, чем в 2021 году. Это:
● Азово-Черноморский транспортный коридор. Направление обслуживает 12 международных морских маршрутов с выходом в Турцию и Северную Африку, а по итогам 2023 года здесь прошло 200 млн тонн грузов – на 13% больше, чем в 2021-м.
● Направление Север – Юг. Коридор связывает Россию, Среднюю Азию, Индию и Иран. Здесь грузопоток по итогам года вырос на треть по сравнению с 2021-м: до 18 млн тонн.
● Восточное направление. Самый востребованный маршрут между Россией и Китаем, по которому за год перевезли 300 млн тонн грузов. Его можно считать и самым перспективным, за счет двусторонних торговых соглашений. Активнее всего растут контейнерные ж/д перевозки, а в прошлом году запустили перевозки в контейнерах через Северный морской путь.

Как доставлять товары из Китая

– Читатели нередко спрашивают, как лучше доставлять товары из Китая. Что можно посоветовать?
– Вот пошаговая инструкция о том, как доставлять товары из Китая – на собственной практике:
1. Выбор поставщика. Мы советуем обращать внимание не на цены, а на гибкие условия для поставок, средние сроки и репутацию. Проверять последнюю лучше через специалистов, чтобы исключить неблагонадежных контрагентов и срыв поставок. Что касается цен, то в Китае о них договариваются при личной встрече, а при размещении заказа можно выбить дополнительную скидку.
2. Заключение внешнеторгового контракта. Он необходим в том числе, чтобы товар успешно прошел таможню. Как правило, договор заключат на обоих языках, и перед подписанием мы рекомендуем обратиться к стороннему переводчику: так можно убедиться, что обе версии идентичны и не содержат «подводных камней». Название компании должно быть написано точно так же, как в местном реестре юрлиц, иначе суд может посчитать документ недействительным. Также удостоверьтесь, чтобы контракт включал полный список обязательств каждой из сторон и штрафные санкции за просрочки или другие нарушения.
3. Оплата товара. Не соглашайтесь на оплату даже небольших сумм до того, как заключите договор. Чтобы перевести деньги китайскому поставщику, вам необходимо: зарегистрироваться в качестве участника ВЭД; подтвердить наличие сделок на сумму от 3 млн рублей или эквивалент в другой валюте; открыть валютный счет. Обычно деньги идут 1–3 рабочих дня. Иногда банки Китая могут заморозить платеж и запросить подтверждающие документы для проверки легального происхождения средств. Если сумма сделки больше 3 млн рублей, предоставление международного контракта является обязательным.
4. Контроль качества. Часто бывают ситуации, когда поставщики нарушают сроки или вовсе не отгружают товар, если он не отвечает техническим требованиям в контракте. Избежать этого помогут процедуры в рамках Quality Control Check: если производитель будет знать о предстоящей проверке, то позаботится о надлежащем качестве товара и его хранении. Также можно обратиться к местным компаниям, ориентированным на такие услуги, или к крупным логистическим операторам, у которых есть китайские представительства.
5. Распределение ответственности. Заказывая товар, вы можете заранее договориться, по какой схеме будет осуществляться доставка. Для этого существуют международные нормы – INCOTERMS. Тут три основных варианта:
● EXW: поставщик только продает товар, а все этапы доставки берет на себя покупатель или нанятая им логистическая компания;
● FOB: продавец довозит товар до международного порта и грузит на борт, после чего ответственность – на заказчике;
● CIF: поставщик берет на себя все, кроме таможенной очистки.
6. Выбор способа доставки. Это зависит от объема партии, категории товара, сроков, бюджета и конкретного маршрута.
По данным Holding Finance Broker, 80% грузов в прошлом году доставляли по суше, из них 70% – ж/д транспортом. 80% заказов также пришлось на мультимодальные перевозки.

Немного об экономии

– Как оптимизировать затраты при организации перевозки?
– Чтобы оптимизировать затраты при организации перевозки, можно дать такие советы:
● Выберите подходящий способ доставки. Один из плюсов логистических операторов – в том, что они предлагают готовые схемы под ваш бюджет, объем и категории товаров, комбинируя способы доставки для минимизации расходов.
● Объединитесь с другими заказчиками. Здесь также на помощь могут прийти логистические компании, которые консолидируют несколько партий товара у одного поставщика в одну, помогая экономить до 10%.
● Договаривайтесь с продавцами. В случае с китайскими поставщиками вы можете снизить цену на любом этапе, если проявите инициативу. В этом помогут посредники, которые хорошо знают язык и специфику местного рынка, а в качестве аргумента можно показать предложение от конкурента с более низкими ценами.
● Договаривайтесь с перевозчиками. Если вы перевозите крупные партии и регулярно пользуетесь услугами компании, смело договаривайтесь о дополнительных скидках или услугах. Например, помощь с таможенным оформлением или поиском выгодных поставщиков.
● Переупаковывайте товар. За счет упаковки можно сэкономить место, а значит, и деньги. К примеру, вакуумная упаковка позволяет снизить цену доставки на несколько десятков тысяч рублей. Еще один вариант – деревянная обрешетка вместо ящиков, изготовленных целиком из дерева.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions