Число контейнеров, которые грузовладельцы предъявляют к перевозке, растет, об этом заявляют участники Экспертного клуба «Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок», который состоялся на второй неделе марта. РЖД, чтобы удовлетворить интересы грузовладельцев, предлагают новую технологию. В 2024 году длину контейнерного поезда увеличили до 71 условного вагона. Для сравнения, в 2023 году этот показатель составлял максимум 65 условных вагонов.
Контейнеры по Восточному полигону везут, но отправляют их только в порядке очереди. Согласно приоритизации вывоза груза на лимитирующих направлениях они идут восьмыми. Но сложность в том, признаются участники рынка, что очередность устанавливают Временные правила, а их постоянно корректируют. И каждые новые правки меняют всю логистику, в том числе и контейнерных перевозок. Об этом говорит Михаил Глазков, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» в своем выступлении на заседании Экспертного клуба.
Лимитирующими направлениями в РЖД признают четыре – Юг, Восток, Северо-Запад и Казахстан. Последние несколько лет РЖД ищут ответ на задачу: как обеспечить на лимитирующих направлениях максимальный объем по вывозу контейнеров. Только в восточном направлении РЖД испытали технологии по вывозу контейнеров в полувагонах с дальнейшей их перегрузкой на платформы, а также апробировали соединенные и сдвоенные поезда.
«Эти технологии дали положительный, но временный результат. И, главное, они не обеспечили максимальный вывоз», – признается М. Глазков.
Последние два месяца РЖД испытывают новую технологию: контейнерные поезда увеличили до 71 условного вагона. Итого только на Восточном полигоне за январь – февраль отгрузка контейнеров возросла на 11%, если сравнивать показатель с прошлогодним. Отмечается, год назад длина контейнерных поездов составляла в среднем 57 условных вагонов.
«За счет увеличения длины контейнерного поезда до 71 условного вагона мы дополнительно перевезли более 160 тыс. РФЭ. То есть порядка 2–2,5 поездов в сутки мы условно дополнительно перевезли за счет увеличения длины», – подчеркивает М. Глазков.
Но рост погрузки не сократил потребность перевозок в восточном направлении, добавляет он. Со слов железнодорожника, теперь на это направление выходят те грузы, «которые никогда не ехали по Восточному полигону».
Решение о переходе на унифицированную длину в 71 условный вагон в контейнерных поездах, принимаемых к перевозке в восточном и на лимитирующих направлениях, принималось не в один день, к этому решению РЖД шли два года, продолжает М. Глазков. С его слов, технологию отрабатывали на всех станциях сети, по которым формируются и расформировываются контейнерные поезда. Даже на тех, на которых пока только изучают возможности. Окончательное решение принимали совместно с операторским сообществом, подчеркивает железнодорожник.
«В августе проводили совещание с основными контейнерными операторами по возможности применения данной технологии на лимитирующих направлениях», – продолжает железнодорожник.
«Мы еще два года назад предлагали ряд станций новосибирского узла, с которых у нас совместно с партнерами была возможность отправлять контейнерные поезда по 86 вагонов», – добавляет Михаил Иванов, заместитель генерального директора по развитию транспортно-логистического бизнеса АО «Евросиб СПб-ТС». Увеличению длины поезда способствовала и грузовая база, и кооперация с партнерами. Оператор признается, он даже разработал собственную технологию по отправлению соединенных поездов в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока. Однако контейнерные поезда такой длины до сих пор не идут, потому что они «не помещаются» на станциях.
«Вопрос короткой полезной длины пути решается технологически. В том числе за счет перевозчика, потому что инфраструктура принадлежит перевозчику. Но мы как операторы готовы взять часть затраты по строительству сквозной технологии – электрифицированных путей необщего пользования – на себя», – говорит М. Иванов.
М. Глазков привел такую статистику: на возможность формирования и расформирования контейнерных поездов в условный 71 вагон обследованы 69 станций, из них у 12 есть технологические ограничения. В этом случае РЖД предлагают формировать грузовые экспрессы на соседних станциях. Также грузовладельцам предлагают технологию по формированию контейнерного поезда длиной в 71 и более вагонов на путях необщего пользования или на путях терминалов. По данным РЖД, маршрутизация контейнерных перевозок составляет 73%.
«Но это абсолютная цифра, в ней нет повагонных отправок и грузовых экспрессов. А их необходимо учитывать на лимитирующих направлениях», – резюмирует М. Иванов.
Товарооборот между Россией и Индией: как преодолеть дисбаланс
Объем двусторонней торговли в 2023 году составил $65 млрд. При этом основная доля – $60,9 млрд – пришлась на российский экспорт. Российско-индийский товарооборот сильно не сбалансирован, констатирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. РФ вышла на второе место после Китая по объему экспорта в Индию, при этом ощутим дефицит индийской торговли с Россией. Другая проблема в том, что товарообмен между странами недостаточно диверсифицирован. Основу бума в торговых отношениях за последнее время составляют поставки российской нефти. Ее экспорт в прошлом году вырос на 2/3 к предыдущему, до 70 млн т. Кроме нефти, Индия увеличила ввоз российских нефтепродуктов, алмазов и растительного масла.
«Будем надеяться, что нефтяное сотрудничество продолжится. Но ведь есть и другие источники нефти, находящиеся к Индии достаточно ближе. Это страны, которые с Россией активно конкурируют на этом рынке, способны это делать», – не исключил А. Кортунов.
Кроме того, риски вторичных санкций создают дополнительные ограничения в торговле энергоносителями. Сегодня важно, рассуждает эксперт, оценить перспективы развития сотрудничества между странами в новых секторах экономики, например, в сфере услуг – от туризма до образования. Целесообразен совместный поиск новых направлений в том же ТЭК, в свете планирующегося перехода Индии к низкоуглеродной энергетике.
«Задача заключается не в том, чтобы только сохранить какие-то общие цифры экономического сотрудничества, а в том, чтобы изменить качество этих отношений. Это предполагает также переход от торговли к какой-то более глубокой производственной кооперации», – подчеркнул представитель Российского совета по международным делам.
Несмотря на небольшую долю в товарообороте, Индии за последний период удалось нарастить поставки товаров в Россию на 41%. Хотя здесь большую роль сыграл поиск российскими компаниями новых партнеров в связи с ограничениями в сотрудничестве с Западом, замещением поставщиков, уточнила старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Лидия Кулик.
Произошел рост поставок в РФ машин и оборудования, органических химических соединений, черных металлов, электрооборудования, продукции неорганической химии, оптического, измерительного и медицинского оборудования, керамических изделий. «Но Россия торгует в миллиардах, а Индия – в миллионах», – подтвердила ситуацию с дисбалансом торговли Л. Кулик.
Российскому бизнесу стоит продолжать налаживать контакты с индийской стороной, больше узнавать о возможностях этой страны. При этом необходимо решать логистические задачи. Так, в рамках МТК Север – Юг не на всех участках есть развитая инфраструктура.
«Необходимо понимать, что создание инфраструктуры – это только первый шаг. Дальше нам нужно действовать в направлении организации какого-то единого оператора этого транспортного коридора. Потому что для бизнеса важно иметь возможность быстро и дешево отправлять тестовые партии [товаров], особенно в условиях, когда идет рекалибровка интересов: обе страны за последние годы существенно изменились, российский и индийский бизнес сейчас только узнает о потребностях и новых возможностях с обеих сторон», – рассказала сотрудник Центра индийских исследований.
По ее мнению, будет сложно добиться субсидирования тарифов, когда на разных участках МТК работают разные операторы этого коридора.
Актуальность сегодня приобретает вопрос о заключении соглашения по свободной торговле между Индией и ЕАЭС, добавляет Л. Кулик. «Статистика показывает, что любое приоритетное соглашение между Индией и ее партнерами тут же ведет к увеличению торговли. Для нас это тоже должно быть задачей № 1. Есть понимание необходимости, нужно соответственно расширять действия на этом направлении», – уточнила она.
Один из десяти: банки Китая приостановили прием платежей из России
О ситуации неопределенности и смятения рассказывают участники рынка ВЭД, работающие с Китаем. В марте платежи из России или вовсе не проходят, или проходят, но с задержками. РЖД-Партнер опросил участников рынка. Китайские банки, включая Bank of China, ICBC и China Construction Bank, временно приостановили принятие платежей из России, такое решение участники рынка связывают с угрозой вторичных санкций США против банков, сотрудничающих с Россией. Со слов Максима Кузнецова, эксперта-практика по бизнесу с Азией, на поведение китайских банкиров повлияло введение в декабре нового пакета санкций с достаточно размытыми формулировками, которые позволяют вводить вторичные санкции против финансовых институтов за расчеты с Россией.
«Ряд китайских банков начали масштабные проверки своего российского бизнеса, и уже в феврале стали появляться сообщения о том, что тот или иной банк приостановил проведение расчетов с РФ до «соответствующего уведомления», – говорит Кузнецов.
Импортеры, работающие с Китаем, надежд не теряют. Попытки отправить платеж предпринимают раз в два-три дня. Иногда деньги возвращаются, иногда – зависают в банке-получателе, а иногда доходят до получателя.
«Сотрудники российских банков говорят, что положительно осуществляют переводы в реальном времени. Работа идет с некоторым процентом возвратов», – сообщают участники рынка.
Ситуация непростой для участников рынка ВЭД стала в 2022 году, когда российские банки отключили от SWIFT-системы. К 2024-му у российских участников ВЭД и банков был наработанный набор решений, а текущая проблема с проведением платежей говорит о том, что целый ряд таких каналов перестал работать, рассуждает М. Кузнецов.
«Платежи в ВТБ Шанхай, Куньлунь, ряд небольших китайских банков идут без проблем. Другой вопрос – это пропускная способность текущих каналов: их стало меньше, нагрузка на них возрастет, и крупные платежи могут не проходить, либо проходить дольше обычного, особенно по отдельным кодам ТН ВЭД», – добавляет он.
Участники рынка подчеркивают: деньги границу переходят, но их задерживает банк-получатель. Китайская сторона требует уточнения для дальнейшего прохождения комплаенса в рамках нового пакета санкций. Санкционные ограничения влияют и на транспортную логистику из Китая. Со слов участников рынка, санкционные ограничения уже коснулись «ТрансКонтейнера» и порта ВСК (Находка). Сообщается также об отказе перевозчиков указывать крупный контейнерный терминал «Электроугли» ООО «ОТТ» в качестве грузополучателя в железнодорожной накладной при отправке прямых поездов из Китая.
Мария Никитина, основатель N.Trans Lab, считает, что результаты 13-го пакета санкций, который вступил в действие в феврале, окажут влияние на транспортную отрасль в апреле – мае.
«Но также увидим и встречные меры, в том числе в части альтернативных платежных систем и, возможно, новых валют».
Елена Капранова, федеральный тренер Школы экспорта АО «РЭЦ», говорит, что в России разрешено получать выручку на зарубежные счета и рассчитываться с них, но необходимо сообщать об открытии счета в ФНС и подавать отчеты о движении средств.
«Если информация о невозможности перевода денег в Россию не подтверждается, стоит обратиться к торговому представителю России за рубежом. Если контрагент обманывает, можно обратиться в суд или действовать через Торгово-промышленную палату», – продолжает она.
Эксперт говорит об оплате услуг с помощью бартерных сделок, они хоть и контролируются таможенной службой, но сложность с оценкой товаров и контролем. Взаимозачет проще и удобнее, особенно для небольших компаний.
«При взаимозачете долг должен быть сформирован между двумя юридическими лицами и в одной валюте. Взаимозачет можно проводить между товарами, услугами, кредитами и займами», – объясняет она.
Есть еще криптовалюта, но этот инструмент нельзя использовать как расчетное средство. Но на текущий момент внешнеторговые контракты, осуществляемые за частную криптовалюту, находятся в серой зоне, и изменения в нормативно-правовой базе пока не просматриваются на горизонте, говорит Кузнецов. Есть цифровая валюта, но в России этот вид денег находится в стадии эксперимента.
«С технологической точки зрения цифровой рубль может стать альтернативой и упростить расчеты, поскольку цифровые валюты лежат на счетах центробанков, что снижает возможность отдельных банков ограничивать расчеты», – резюмирует Кузнецов.
TransRussia 2024 бьет рекорды: выставка представит 580 экспонентов и станет самой крупной за свою историю
28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг TransRussia 2024 пройдет уже на будущей неделе, 19–21 марта в «Крокус Экспо» совместно с 3-й ежегодной экспозицией SkladTech, посвященной решениям, оборудованию и услугам для склада. В очередной раз TransRussia | SkladTech объединяет крупнейших участников индустрии, являясь ведущим профессиональным выставочным мероприятием на территории России и СНГ. В этом году выставка станет самой крупной за всю свою историю. В ней примут участие 580 компаний из 20 стран, что на треть больше, чем в прошлом году. Площадь выставки превысит 40 000 кв. м.
Главными темами этого года станут основные логистические тренды 2023–2024 годов, новые маршруты экспорта, роль и место трансграничных перевозок в условиях текущего российского рынка, сравнение с мировыми трендами, особенности взаимодействия с таможней, перспективы развития российской индустрии грузовых перевозок, ИТ-решения в логистике, внедрение искусственного интеллекта в управление поставками, хранение грузов и многое другое.
На площадке мероприятия РЖД-Партнер проведет дискуссионный клуб "Как достичь баланса вагонного парка на сети РЖД?".
Зарегистрироваться бесплатно на выставку TransRussia | SkladTech можно по промокоду tr24iRZDP по ссылке.