+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.05.2024 13:19:57
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Депутат Госдумы: «Наша задача – избегать излишней зарегулированности транспортной отрасли»

О текущей ситуации с судоходством в России, модернизации парка судов и развитии приоритетных направлений РЖД-Партнеру рассказал депутат Госдумы Ринат Аюпов.
Депутат Госдумы: «Наша задача – избегать излишней зарегулированности транспортной отрасли»

– Каковы актуальные вопросы навигации-2024? Какие основные проблемы и вызовы стоят перед навигацией в 2024 году?

– Я как астраханец и человек, долгие годы работавший в сфере логистики, предметно могу говорить в первую очередь о вопросах и проблемах Волжского бассейна. Это крупнейший бассейн по интенсивности судоходства в Европейской части России. Волга – основная водная артерия нашей страны, она соединяет Каспий с Рыбинским водохранилищем (Ярославская область), на ее берегах проживает больше 60 млн человек.

Нагрузка на реку серьезная, в том числе и из-за каскада ГЭС, поэтому одной из основных проблем последних лет является обмеление Волги, особенно в южных регионах. Это сказывается и на экологической ситуации, и на навигации. Вплоть до того, что в какой-то момент речники были вынуждены ежегодно обновлять навигационные карты, чтобы избежать мелей.

Сегодня региональные власти при поддержке федерального центра активно исправляют сложившееся положение дел: ведут путевые, навигационно-гидрографические, а главное – активные дноуглубительные работы. Они осуществляются как по фарватеру всей реки, так и на Волго-Каспийском канале.

На него возложена серьезная роль, канал является частью МТК Север – Юг, поэтому крайне важно было оперативно обеспечить проход по нему судов «река-море» с более высокой осадкой. По поручению президента РФ Владимира Путина проходная осадка канала увеличена до 4,5 м. Следующая цель – обеспечить двухстороннее движение на всей его протяженности.

Помогают обеспечить навигацию и режимы работы, установленные на гидроузлах Волжско-Камского каскада. В прошлом году они гарантировали стабильное судоходство и рост объемов грузоперевозок по сравнению с 2022 годом. В текущем году также прогноз хороший, ожидается обильный паводок, будет возможность поддерживать необходимый уровень воды.

 «Нам есть куда расти…»

– Какие возможности открываются в 2024 году? Какие внешние обстоятельства сейчас больше всего меняют навигацию?

– На самом деле каких-то новых вводных не предвидится. Будет продолжено развитие направлений, ставших приоритетными два года назад, после начала СВО и последовавших за этим трансформаций логистических путей. В числе этих направлений – Северный морской путь, на котором, как ожидается, с нынешнего года будет обеспечена круглогодичная морская навигация, и уже упомянутый мной МТК Север – Юг.

Проект, стоявший на паузе несколько десятилетий, «выстрелил» в кратчайшие сроки и уже стал одним из перспективнейших логистических решений. Благодаря ему новый импульс получила транспортная сфера многих прикаспийских регионов, в том числе и Астраханской области.

На территории региона сформирован Каспийский кластер, который станет мощной базой обработки грузов, строится крупнейший контейнерный хаб с новыми терминалами для обработки зерна, растительного масла. Его запуск состоится в нынешнем году, это позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.

Радует и статистика по грузообороту астраханских портов, она выросла за прошлый год на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. В абсолютных цифрах грузооборот составил 4,3 млн т – рекордный показатель за последние десять лет. Уверен, это не предел. Наше партнерство с азиатскими странами продолжает крепнуть, нам есть куда расти.

 Прогнозы на текущий год

– Какова текущая ситуация и прогнозы в зависимости от типа груза? Какая ситуация с парком судов?

– Конечно, мы пока далеки от показателей советских времен, когда только по Волге курсировало более 2 тысяч современных судов разного формата: пассажирских, грузовых, обеспечивающих местную и межрегиональную навигацию. Было значительно больше кораблей типа «река-море», выходивших через каналы в Каспийское, Черное и Азовское моря. Сегодня основной парк сухогрузного флота все еще представлен судами советского производства. Это, конечно, некритично: при правильной эксплуатации, своевременном осмотре и ремонте они прослужат достаточно долго. Но постепенная модернизация необходима, и, что важно, она уже стартовала.

Опять же помог в этом масштабный пересмотр логистических путей. Открылись новые перспективы для судоремонта и судостроения. Еще недавно эти сферы находились если не в упадке, то в стагнации точно. Сегодня по всей стране профильные предприятия переживают расцвет. Далеко за примером ходить не надо: на астраханских верфях в настоящее время строятся сухогрузы, танкеры, пассажирский и дноуглубительный флот, ледостойкие платформы. В этой сфере в регионе работает более 5 тысяч человек и каждый день появляются новые вакансии. В начале марта я был на одном из региональных судостроительных заводов – «Красные баррикады», он работает на полную мощность, и руководство ведет активный набор дополнительных рабочих рук, нет отбоя в заказах. В проекте только на этой площадке постройка пяти контейнеровозов, а таких предприятий в регионе не одно и не два, везде увеличивают штат.

– Есть ли законодательные, иные регулирующие изменения, которые окажут большое влияние на навигацию-2024?

– Я бы поменял местами причинно-следственные связи в этом вопросе. Скорее, законодательство будет оперативно реагировать на запросы транспортной сферы. Я как член комитета по развитию транспорта и транспортной инфраструктуры Госдумы, а также участник межфракционной рабочей группы «Большая Волга» могу с уверенностью сказать, что наша задача – избегать излишней зарегулированности отрасли и поддерживать инициативы, приходящие с мест. В первую очередь это касается контроля экологической ситуации, обеспечения навигации и развития пассажирских перевозок.

Последний пункт стал одним из ключевых на «правительством часе» с главой Минтранса Виталием Савельевым. Министр отметил, что в 2023 году по внутренним водным путям было перевезено более 10 млн пассажиров, что почти на 16% больше, чем в 2022 году.

Но этот показатель можно и нужно наращивать, особенно в части пригородного, межрегионального пассажирского сообщения. В октябре прошлого года Минтранс во исполнение поручения президента Путина создал специальную комиссию по развитию скоростных межсубъектных пассажирских перевозок по внутренним водным путям России. Уверен, все поставленные цели будут достигнуты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions