– Нет. Порты Азово-Черноморского бассейна несмотря на западные санкции остаются самыми мощными по грузопотоку в России, уступая дальневосточным только по темпам роста. Сокращение перевалки наблюдалось с марта по май, когда перевалка в Туапсе, к примеру, снизилась на 33,2%, но затем грузопоток стал восстанавливаться.
За 8 месяцев грузооборот портов АЧБ вырос на 0,1% по сравнению с прошлым годом, но если учесть падение, которое фиксировалось в I полугодии, то буквально за 2 месяца, июль и август, все было компенсировано. За 8 месяцев зафиксирован прирост по сухим грузам (75,1 млн т перегрузили, это +0,3%). Хорошо идет работа порта Тамань. За 8 месяцев прирост – 22,6%. Тамань развивалась в последние годы стремительно.
До 2030 года все порты АЧБ, в первую очередь это торговые порты Новороссийск, Тамань, Туапсе, Ростов-на Дону, должны увеличить мощности на 72 млн т. Эта цифра озвучена на федеральном уровне. Но мне кажется, что прирост будет выше, чем заложено в этих проектах. Если западные санкции будут продолжаться, то с Северо-Запада все больше грузов станет уходить в АЧБ. Тем временем РЖД увеличивают инвестиции в строительство путей на подходах к южным портам.
– При этом порты АЧБ не используют все имеющиеся у них мощности. Может быть, их следует покритиковать?
– Не следует критиковать слишком. Порты всегда оставляют запас на случай больших штормов. Нужно, чтобы было где перестоять неотгруженным поездам во время штормов. Кроме того, порты АЧБ зависят от Босфора. Иногда там суда по 2 недели ждут, когда откроют Босфор. Порты зависят и от погоды в море, и от провозной возможности железнодорожных путей. Порты АЧБ вынуждены ожидать новостей из Турции. Президент Турции Эрдоган открыл стройку нового канала параллельно Босфору, его начали рыть. Динамику развития этого нового канала пока ни одно статистическое учреждение не приводит. Предположительно все коммерческие суда уйдут в новый канал Стамбул, А Босфор и Дарданеллы останутся только для пассажирских судов и прогулочных яхт. Но когда это произойдет?
– Чем государство может помочь развитию портов АЧБ?
– Все и так развивается нормально. И бизнес этому способствует, и государство, и правительство уделяет внимание. Динамика грузооборота хорошая. Зерновые терминалы собираются расширять в Новороссийском порту. Зерно всегда нужно. Только в одном Новороссийском порту будет мощностей, достаточных для перевалки 22 млн т зерна. Или взять Тамань. За 10 лет перевалка в 30 раз увеличилась. На Юге все растет, как на дрожжах.
Беседовал Михаил Зубов