– Только крупнотоннажные судна дают независимый доступ к глобальному торговому рынку. А работа костерного флота ограничена санкциями в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. У России сейчас практически нет большого флота, несмотря на то что во всем мире давно существует тренд на укрупнение судов.
Необходимо комплексно подойти к вопросу фрахтовой политики крупнотоннажного флота с учетом мирового опыта. Ее принципы в первую очередь должны опираться на эффективность и безопасность коммерческой работы. С мировым фрахтовым рынком необходимо работать по его правилам, так как какая-либо другая работа будет приводить к финансовым потерям.
Крайне важно собственное масштабное развитие крупнотоннажного флота, не обязательно строительство, возможно покупка флота, но с учетом анализа фрахтовых рынков, возможностей отечественной портовой инфраструктуры и рекомендаций экспертного сообщества. Уверен, взять под контроль информацию о глобальных фрахтовых рынках должны именно российские специалисты.
– Иностранцы хуже?
– Не нужно думать, что иностранные фрахтовые брокеры какие-то особенные. Российские специалисты со всеми необходимыми задачами справятся. А если российский грузовладелец будет отдавать приоритет именно российским брокерам и будет способствовать обмену информацией между фрахтовыми специалистами, то все вместе мы сделаем рынок более прозрачным для России и российских грузовладельцев, что в конечном итоге приведет к сокращению убытков.
Вокруг российской грузовой базы для ее защиты можно и нужно ставить своих брокеров или даже целые панели брокеров по аналогии, как это делают на западе. Кроме этого, успешно работающий независимый фрахтовый брокер – это в первую очередь эффективный коммерческий менеджер. Кадровый ресурс из сообщества таких брокеров можно успешно задействовать в будущем на благо компаний-экспортеров, международных торговых компаний, судоходных компаний и в иных международных проектах нашей страны.
– Но эффективное освоение фрахтовых рынков должно опираться в первую очередь на коммерческую выгоду и экономическую безопасность. Здесь национальность не при чем…
– Фокус внимания российских компаний смещается на рынки стран, где ситуация безопасности имеет крайне неустойчивый характер. В России создан информационно-аналитический центр по оценке внешних рисков и возможностей для инвестиционных проектов за рубежом. Есть опыт работы с курсантами морской коммерческой работы на базе университета имени адмирала С. О. Макарова. Да, есть необходимость продолжать и расширять эту работу дальше.
В рамках комплексного подхода к созданию эффективной фрахтовой политики есть ряд направлений, по которым необходимо двигаться. В первую очередь, повторюсь, у российских грузовладельцев в приоритете должны быть российские брокеры, во-вторых, в работе брокеров должно быть внедрение информационных технологий, немаловажный фактор – программы по покупке и строительству флота с фокусом на крупнотоннажные суда. Нужны теоретические и практические базы подготовки фрахтовых специалистов. В России должны появиться один или несколько мировых морских и торговых центров, а также центры исследования глобальных фрахтовых рынков и информационно-аналитические центры для оценки рисков и возможностей на внешних рынках.
– Русская Балтика в прошлом году потеряла позиции: грузооборот морского порта Санкт-Петербурга рухнул. Может, пора уже забыть о развитии портовой инфраструктуры и сконцентрироваться на развитии сухопутных магистралей?
– Как коренной петербуржец продвигаю и буду продвигать Санкт-Петербург как крупнейший мировой морской и торговый центр. Этому способствует и развитая портовая инфраструктура в Санкт-Петербурге. Море, конечно, может быть узким горлышком, сдерживающим экономику страны, но не для тех, кто контролирует морские торговые пути и глобальные фрахтовые рынки. Для нас это – многополосное шоссе без ограничения скорости, и даже трамплин в светлое будущее.
Беседовала Алена Алешина