– «Росатом» – единый инфраструктурный оператор. Уже несколько лет. И я не вижу в этом ничего плохого, он справляется с задачей.
– Ну как же? В ноябре 2021 года в акватории СМП, в том числе в районе Певека и Енисейского залива и у мыса Дежнева, застряли более двух десятков судов с грузами…
– Обстановка в арктической акватории меняется постоянно. И если право на управление Северным морским путем уйдет «Росатому», то обстановка все равно будет меняться, впрочем, она будет меняться, если «Росатому» не отдадут эти полномочия.
За безопасность судоходства отвечает капитан. Минтранс и «Росатом» только обеспечивают безопасность навигации, только и всего. Это принципиально важно. Если кто-то застрял, то это – ошибка капитана.
Но главное – ледоколы принадлежат «Росатому», поэтому логично весь Северный морской путь отдать под управление этой структуры. Всю дирекцию и все управление возложить на «Росатом», тем более что кадры здесь работают те, что работали в Минтрансе. Например, Гидрографическое предприятие, которое стало принадлежать «Росатому».
– Но, по сути, за навигации в акватории отвечает Минтранс. Может, логично ему отдать полномочия по управлению СМП? Или администрации Северного морского пути?
– Администрация Северного морского пути – это пять специалистов высокого класса. Да, они выдают разрешение на проходку по Северному морскому пути в соответствии с правилами, которые были составлены Минтрансом. Да, полномочия по управлению Северным морским путем были поделены по принципу двух ключей. Да, это коллизия, но участники рынка научились работать. И пока работает система, не стоит ее ломать.
Беседовала Алена Алешина