– За последний год под воздействием санкций и значительных перемен в международной экономической обстановке также изменились условия работы российских судоходных компаний и занятых в судовом снабжении предприятий, к которым относится ООО «Е-Дата», на протяжении многих лет поставляющее электронные и бумажные морские карты и пособия и средства корректуры к ним.
В конце первого квартала 2022 г. Британское Адмиралтейство, которое занимает около 90% мирового рынка морских карт и пособий, прекратило поставки продукции в адрес судов под российским флагом. Одновременно с этим прекратили сотрудничество с российскими компаниями многие дистрибьюторы картографической продукции, преимущественно из стран ЕС. Оборвались многие логистические связи, усложнились платежи. Для нас и наших клиентов это означало стрессовую ситуацию, из которой нам пришлось выходить на протяжении всего прошедшего года.
– К какому решению вы пришли?
– На сегодня мы уже сформировали пакет предложения картографической продукции для российских клиентов, основой которого являются электронные навигационные карты PRIMAR. Международный картографический центр PRIMAR, расположенный в Норвегии, продолжает снабжать российские суда на регулярной основе. Наибольшей сложностью было наладить надежную цепочку поставок и платежей, поскольку норвежские банки отказались принимать платежи из России напрямую. Мы работаем с несколькими дистрибьюторами PRIMAR и партнерами в ОАЭ, Сербии, Турции, Китае и имеем возможность мгновенного выпуска пермитов на электронные карты PRIMAR.
Второй сложностью для нас было научиться самим, а также научить наших клиентов работать с несколькими коллекциями карт на едином устройстве ЭКНИС. Это ситуация, с которой ранее не сталкивались ни мы, ни наши клиенты, поскольку, как правило, в бортовую ЭКНИС устанавливалась лишь одна коллекция карт Британского Адмиралтейства с единым пермитом, а работа с несколькими пермитами и коллекциями на одном устройстве требует другого подхода. Среди наших клиентов есть суда, которые одновременно используют на бортовой ЭКНИС карты Британского Адмиралтейства и карты PRIMAR от нескольких дистрибьюторов.
– А что будет с бумажными картами и публикациями?
– Нет санкционных ограничений на поставку электронных и бумажных библиотек IMO. К сожалению, мы уже не можем держать у себя склад бумажной продукции, как это было ранее, но уже наладили поставки бумажной продукции IMO по предзаказу.
– Что вы предлагаете сегодня судоходным компаниям?
– Произошли изменения за последний год также и в разработанных нами системах доставки электронных корректур на борт судна. На протяжении многих лет мы в сотрудничестве с иностранными компаниями снабжали российские и международные суда системой корректур TGT e-Data Digital Update Service. В связи с отказом наших европейских партнеров от участия в данном проекте мы заместили сервис TGT e-Data на сервис Azimuth, более адаптированный для доставки корректур на электронные карты и пособия, но также поддерживающий доставку Извещений Мореплавателям основных мировых гидрографий для корректуры бумажных карт.