– Перевозки Енисейского речного пароходства напрямую зависят от потребностей основного заказчика – «Норникеля». В 2023 году состоялся запуск первой очереди Серной программы, соответственно, завершился первый материалоемкий этап строительства. Завоз оборудования и материалов под 2-й этап этого масштабного экологического проекта откладывается из-за перепроектирования на поставки от отечественных производителей (из-за международных санкций). Это отразилось на объеме перевозок Енисейского речного пароходства: он снизился на 11% в сравнении с 2022 годом.
– Перевозка каких грузов дала наиболее высокие и наиболее низкие показатели?
Наибольшую долю в общем объеме перевезенных в навигацию грузов традиционно занимает доставка песка собственной добычи, который Енисейское речное пароходство добывает с помощью специализированного земснаряда на Грибановском месторождении и перевозит в Дудинку для нужд «Норникеля». В 2023 году добыто и доставлено заказчику 1 млн 100 тыс. тонн песка.
– Строительство каких инфраструктурных объектов обеспечило объемы перевозки?
– В прошлом году у нас в два раза увеличились как раз перевозки песка собственной добычи для «Норникеля» (с 787 тыс. тонн в 2021 году до 1,5 млн тонн в 2022 году). Этот показатель зависит от производственных нужд ГМК, а также от инвестиционных проектов, которые реализует «Норникель»: Серная программа, строительство и обновление промышленных объектов, реновация жилищно-коммунального хозяйства Норильска и прочие.
В этом году флот Енисейского речного пароходства работал в Енисейском заливе и доставил 265 тыс. тонн грузов для реализации проекта «Восток-Ойл». Это перспективное направление, которое стимулирует компанию модернизировать суда для повышения класса плавания, строить морские баржи. Более 77 тыс. тонн грузов завезли по реке Курейка – щебень, песчано-гравийная смесь, песок и прочие грузы потребовались в связи с началом реконструкции земляных плотин Курейской ГЭС.
– Какой общий объем перевозок совершен в навигацию 2023 года? Какие прогнозы есть на 2024 год?
– В навигацию 2023 года Енисейское речное пароходство перевезло 3,3 млн грузов. Планы на 2024 год – 3,5 млн тонн.
– Сколько всего судов и каких типов было задействовано в эту навигацию в перевозках по ВВП?
– Около 400 судов различного назначения: буксиры-толкачи ОТ-2400, ОТ-2000, ОТА-900, ОТА-800, РТ-700, Р96А, Р-14А, Р-33, сухогрузные теплоходы проектов 21-88, 936, 573Б, танкеры проектов Р-77 и 866, а также весь необходимый вспомогательный флот, сухогрузные и нефтеналивные баржи.
– С какими проблемами в речную навигацию-2023 столкнулось пароходство?
– Навигация-2023 прошла в штатном режиме. И хотя уровни воды в Енисее местами были далеки от идеальных, это не создало глобальных проблем, как в прошлом году, когда из-за критически низких отметок глубин на отрезке от Красноярска до впадения в Енисей Ангары пришлось выводить крупнотоннажный флот за пределы мелкого участка, переадресовывать грузы из Красноярска в Лесосибирский порт. В целом флот работал спокойно и размеренно, без авралов.
– Насколько сильно до сих пор ощущается влияние санкций?
На обеспечение деятельности Енисейского речного пароходства санкции не оказали существенного влияния: для судоремонта используются материалы отечественного производства, спецтехника и некоторые агрегаты приобретаются у партнеров, работающих с производителями из азиатских стран.
Енисейское речное пароходство лишь косвенно ощутило влияние санкций на заказчиков, например, как уже говорилось, сдвинулись сроки реализации Серной программы «Норникеля», а также снизился объем перевозок по реке Ангара, где флот в основном был востребован для перевозки древесины, которая шла на экспорт. Но оба этих момента не привели к простоям: суда, запланированные под перевозки для второй очереди Серной программы «Норникеля», отработали в Енисейском заливе, Ангарский флот успешно справился с перевозками по Курейке.
– Одна из глобальных проблем речных перевозок – необходимость обновления речного флота. Как ситуация с этим складывалась в 2023 году у Енисейского речного пароходства?
– Енисейское речное пароходство ведет обновление флота за счет собственных средств. Продолжается строительство серии из 10 барж морского класса. В 2022 году пароходство получило 2 единицы, в 2023 году – 4. Еще 4 пополнят флот компании в 2024 году.
Кроме того, выполняются капитальные и капитально-восстановительные ремонты судов, модернизация для повышения класса плавания. Так, в текущем году переклассифицирован в класс «М-ПР» буксир-толкач «Михаил Мунин», в класс «М» – 4 баржи серии «БП-3000». Главные двигатели заменили на теплоходах «Николай Игнатюк» и «Брест». Восстановительный ремонт выполнен на судах «Капитан Ильин», «Очистная станция-1» и шести баржах, капитально-восстановительный ремонт – на теплоходе «Весьегонск». В настоящее время производится замена главных двигателей на теплоходе «Электросталь».
В 2024 году на судоремонт планируется направить 1 млрд 230 млн рублей – на 16% больше, чем в 2023 году. Предусмотрена замена главных двигателей теплоходов «ОТА-917», «Капитан Яковлев», «Абан», «Ангара-77» и «Курагино». Новые дизель-генераторные установки получат «Плавдок-450», «Плотовод-622», «Сливная бункербаза-16» и баржа «БС-15». Запланирована модернизация очередных судов для перевода в классы «М-ПР» и «М», а также плановые ремонты в необходимых объёмах.
– Какая поддержка властей необходима в будущем году?
– Хотелось бы, чтобы в числе мер, направленных на поддержку бизнеса, было предусмотрено субсидирование части затрат на приобретение портальной техники.
Беседовала Полина Карпович