– Сергей, ваша компания строила первую очередь Багаевского гидроузла. Работы были завершены с большим опозданием. Каковы причины затягивания сроков?
– В районе проведения дноуглубительных работ на реке Дон были обнаружены фрагменты судов, затопленных во время Великой Отечественной войны. В связи с этим возникла необходимость выполнения отчета по оценке воздействия, определения вреда водным биоресурсам. Только после прохождения процедуры согласования стало возможным извлечение фрагментов судов и освобождение территории от взрывоопасных предметов, и лишь после этого смогли продолжить основные мероприятия.
– При реализации первой очереди сообщалось о небольшом отклонении технологий. О каких именно технологиях шла речь?
– При реализации проекта необходимо было учесть особенности судоходства, в связи с чем внесли поправки в схемы расстановки земснарядов и прокладки пульпопровода, усовершенствовали конструкцию пульпопровода. Также изменили последовательность и технологию производства дноуглубительных работ, в частности, привлекли более мощные земснаряды, производительностью по грунту до 500 куб. м в час. В связи с данными поправками технологии выполнения строительно-монтажных работ была осуществлена корректировка проекта с последующим повторным прохождением экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
– На каком этапе сейчас находится реализация проекта? Какой объем работ уже выполнен?
– В планах на этот год – строительство вахтового поселка, расчистка территории, подготовка временных подъездных дорог, устройство строительного котлована и проведение работ по водопонижению. На сегодняшний день на территории будущего рыбоходно-нерестового канала площадью почти 96 га производятся работы по лесоочистке и снятию почвенно-растительного слоя. Завершены работы по устройству временной подъездной дороги от поселка Задонский до стройбазы. На строительную площадку Багаевского гидроузла начали поставлять стройматериалы и оборудование, в том числе для бетонорастворной установки, которая начнет функционировать уже к концу лета.
Ведутся работы по устройству строительной площадки, участков работ и рабочих мест, а также бытового городка, для вахтовых рабочих возводятся общежития и столовая, здравпункт и комната отдыха. Продолжается устройство котлована, ведется погружение шпунтового ограждения для создания противофильтрационной завесы.
– Заявляется, что с вводом гидроузла уровень воды в Дону вырастет до 4 м, это обезопасит судоходство. Как изменится судоходство по Дону и на юге в целом?
– В нашем случае речь идет не об уровне воды, а о 4 м глубины водного пути, то есть строительство Багаевского гидроузла поможет ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на реке Дон за счет обеспечения требуемых габаритов (ширина 80 м, глубина 4 м, радиус закругления 500 м). Это повысит конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом и позволит увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 19 млн т.
– Какие сложности наблюдаются при реализации проекта в настоящее время?
– Работы ведутся согласно плану реализации проекта.
– В связи с введением санкций есть ли какие-либо сложности с поставкой необходимых строительных материалов или техники?
– Пока никаких сложностей не наблюдается.
- Ранее замруководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Андрей Лаврищев сообщал, что строительство Багаевского гидроузла завершить в декабре 2024 года. В эксплуатацию объект будет запущен в 2025 году, к открытию весенней навигации. Насколько эти сроки актуальны? От каких факторов будет зависеть реализация проекта в намеченный срок?
– Сроки актуальны, измениться они могут только при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Полностью завершить строительство запланировано до конца 2024 года.
– В октябре прошлого года академик РАН, научный руководитель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов назвал строительство Багаевского гидроузла большой ошибкой. Он заявил, что при строительстве в 50-е годы XX века Цимлянского водохранилища были затоплены многие села. Насколько это мнение обоснованно?
– Багаевский гидроузел уникален по минимальному воздействию на окружающую среду благодаря небольшой двухметровой подпорной высоте и слабому напору воды.
– Ранее академик РАН также назвал строительство Багаевского гидроузла «бесполезными хлопотами» и указывал на то, что для борьбы с маловодьем нужен проект, сравнимый по масштабам с Керченским мостом. Насколько этот гидроузел будет связан с единой внутренней водной системой?
– В европейской части России основной водно-транспортной артерией является не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, по водным путям которой перевозится более 70% от общего объема речных перевозок, проходят основные экспортно-импортные грузопотоки. Она связывает Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Однако наличие лимитирующих участков – узких мест на ЕГС – не позволяет в полной мере использовать ее огромный потенциал. Возведение гидроузла в створе Дона ведется на одном из критически лимитирующих участков, это 3089 км судового хода ЕГС. Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла является обеспечение требуемых габаритов пути.
– Объем площади подтопляемых территорий Ростовской области после строительства Багаевского гидроузла оценили в 800 га. Есть ли жилые дома на этой площади? И как сильно будет Ростовскую область затапливать из-за Багаевского гидроузла?
– При перекрытии рек гидротехническими сооружениями, в том числе плотинами, образуются емкости воды – водохранилища, частично или полностью аккумулирующие сток, который используется для решения народно-хозяйственных целей. Багаевское водохранилище находится выше хутора Арпачин, который будет защищен гидроузлом. На самом деле гидроузлы помогают задержать, а иногда даже предотвратить паводок. И надо учитывать, что паводки связаны с климатическими условиями, обильными дождями и снегопадами. Также надо учесть, что гидроузел будет иметь всего 2 м подпора воды, воздействие на окружающую среду сведено к минимуму.
– А какой именно ущерб будет возмещен рыбной отрасли Ростовской области?
– По завершении первого этапа строительства в Дон было выпущено ниже Цимлянского гидроузла более 30 тыс. мальков русского осетра. В рамках исполнения природоохранных обязательств при реализации второго этапа будет выпущено еще более 2 млн мальков русского осетра.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.