– В Китае очень высокие результаты. Два контейнерных терминала – Сямынь (Ocean Gate) и Шэньчжэнь – отвечают всем критериям умного порта: все логистические процессы автоматизированны. В крупных мировых портах других стран, в частности Сингапура, Малайзии, Германии и Нидерландов, используются современные решения для мониторинга и анализа процессов, которые помогают оптимизировать трафик судов и грузового транспорта, а также отслеживать перемещение грузов.
– Россия вошла в перечень портов, в которых внедрена система автоматизированного управления морскими грузоперевозками?
– Нет. Широко масштабированы только решения, связанные с мониторингом движения судов. Важной государственной инициативой стал переход российских морских портов на единую цифровую платформу формирования и использования суточного графика расстановки и движения судов.
– Что сдерживает переход?
– Участники логистического рынка не готовы инвестировать в цифровизацию, так как сосредоточены на решении проблем, связанных с изменением структуры перевозок. Да и санкции в отношении России повлекли за собой отказ глобальных контейнерных перевозчиков сотрудничать с российскими логистическими компаниями, а те суда, которые по-прежнему заходят в российские порты, существенно подняли ставки фрахта до 90%. Это во-первых. Во-вторых, бизнес опасается утечки конфиденциальной информации. Общая информационная закрытость мешает созданию единой цифровой среды, объединяющей различных участников логистической цепочки. Третье – бизнес не находит средства для обучения сотрудников работе с цифровыми инструментами. И главное – недостаточное развитие практики масштабирования пилотных проектов на всю структуру компании.
– Есть факторы, которые могут подтолкнуть российские порты к цифровизации?
– Да. Например, ситуация вокруг зерновой сделки. Она существенно повысила требования к безопасности грузоперевозок в портах Черного моря. Уверен, системы мониторинга движения судов и распознавания грузов станут особенно востребованными.
Цифровизация сокращает транспортные расходы, а они чрезвычайно важны для перевозок сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. Выбор оптимальных маршрутов для СПГ-бункеровщиков, уменьшение простоев судов, экономия топлива снижают транспортные расходы на 12%. Использование единой цифровой системы повышает эффективность только погрузочных работ на 30%. Сегмент СПГ занимает важное место в структуре российских экспортных морских грузоперевозок: в октябре 2022 года зафиксирован максимальный показатель объема экспортных поставок СПГ начиная с марта этого года, а в годовом выражении он вырос на 1,1%. Очевидна и польза от внедрения системы автоматизированного управления для защиты окружающей среды. Факт: в порту Шанхая выбросы углекислого газа сократились на 10%.
Хотя в российских портах пока не было примеров полномасштабного и комплексного внедрения системы автоматизированного управления, отечественные разработчики профильных программных продуктов уже подсчитали потенциальный эффект от цифровизации. Использование технологий позволит фиксировать нарушения техники безопасности и соблюдения технологических процессов с точностью не менее 95%, что даст возможность сократить страховые риски. А отслеживание перемещений транспортировок снизит возможные потери груза.
Беседовала Алена Алешина