– Алевтина Григорьевна, уже в течение двух лет российский логистический рынок функционирует в новых условиях. К каким изменениям, на Ваш взгляд, удалось приспособиться, а что по-прежнему является значительным препятствием?
– Агрологистический рынок перестроился, пожалуй, быстрее всех, так как обеспечение продовольственной безопасности всегда является первоочередной задачей любого государства. Поэтому в кратчайшие сроки были созданы коридоры беспрепятственного импорта и экспорта продовольствия с дружественными странами, на которые сейчас приходится почти 90% агропромышленных грузопотоков.
Так, экспорт в Китай в 2023 году увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%. Всего Россия поставляет продукцию АПК в 150 стран мира и, по данным Минсельхоза России, в 2023 году экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в целом вырос на $3,3 млрд по сравнению с 2022 годом, составив более $45 млрд.
«Евразийский агроэкспресс» и многое другое
– Как выстраиваются новые логистические цепочки в условиях поворота на Восток?
– В рамках интеграционного проекта «Евразийский агроэкспресс» на маршрутах евразийских транспортных коридоров и маршрутах сопредельных с ЕАЭС стран мы с операторами-участниками проекта выстраиваем новые логистические цепочки в условиях «поворота на Восток».
Отмечу, что для развития такого масштабного проекта, как «Евразийский агроэкспресс» необходимо формирование сети агротерминалов и консолидационных центров, внедрение новых технологий и современных информационно-цифровых сервисов в сфере торговли, транспорта и логистики, сотрудничество в области таможни и сервисов для агропромышленных предприятий.
Один из ключевых логистических операторов России и стран ЕАЭС АО «РЖД Логистика», совместно с партнерами – участниками проекта формирует и отправляет агропоезда по тем маршрутам, на которые сейчас переориентированы контейнерные поставки.
Логистическая экосистема «РЖД Логистики» расположена во всех регионах России, а также в странах прохождения маршрутов агроэкспрессов. С участием компании сформирована карта евроазиатских транспортных коридоров, которые являются наиболее перспективными для контейнеризации, и в первую очередь – для экспорта и встречного импорта аграрных грузов и продовольствия. Для реализации задач проекта «РЖД Логистика» нарастила парк автономных рефрижераторных контейнеров и автотранспорта для конечной доставки продовольствия до склада заказчика.
Новые маршруты
– Какие новые маршруты появились в 2023 году?
– По итогам 2023 года экспортные поставки высокомаржинального продовольствия агроэкспрессами увеличились на 6%.
В 2023 году распоряжением № 6 Евразийского межправительственного совета, в периметр проекта «Евразийский агроэкспресс» были включены перевозки по МТК Север – Юг в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.
Со стороны Китая были сняты ограничения на импорт сельскохозяйственной и агропромышленной продукции из стран ЕАЭС через сухопутные погранпереходы, оптимизированы таможенные и административные процедуры.
25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Исламской республикой Иран, которое устраняет ввозные таможенные пошлины в отношении почти всей товарной номенклатуры во взаимной торговле.
В рамках этого соглашения аграрии стран ЕАЭС будут иметь эксклюзивные условия для поставок на рынок Ирана зерновых, растительного масла, мяса, изделия из мяса и птицы, консервов, кондитерских изделий и широкой номенклатуры другой сельскохозяйственной продукции.
С Китаем на регулярной основе заработали два маршрута для доставки продовольствия китайским и российским потребителям:
● Москва – Циндао (Шаньдун, Китай)
● Чэнсян (Ченду, Китай) – Селятино (Московская обл.)
Оператором маршрутов выступает АО «РЖД Логистика».
Китай является ведущим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна.