– Поэтому зона повышенного интереса для Белоруссии – порты Ленобласти. Республика планирует обеспечить себя работой там. Министр архитектуры и строительства Беларуси Руслан Пархамович косвенно обозначил интерес белорусской стороны к обзаведению собственным портовым хозяйством на территории России.
Еще два года назад белорусский премьер Василий Головченко заявил, что в Минске анализируют перспективы и возможности для закупки или постройки собственного грузового флота.
– Идея о морском белорусском флоте не нова…
– Да, в 2009 году страна вела соответствующие переговоры с российским «Совкомфлотом» и Литвой. Договориться тогда не получилось. Но сейчас Минск ищет порты для перевалки калийных удобрений. Для этого прежде всего рассматриваются северные порты Мурманска и Ленобласти. Белорусы также изучают возможности Северного морского пути для сокращения сроков поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В зоне особого интереса у Минска и продажа нефтепродуктов. РЖД до 2025 года предоставляет 50-процентную скидку на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты Северо-Запада. Слабое место развития этой идеи – низкая пропускная способность железных дорог России. Глава белорусской дипмиссии отметил, что более простое решение по увеличению пропускной способности железной дороги состоит в том, чтобы восстановить так называемые разъездные станции. Но основной вопрос, добавил он, заключается в финансировании.
По словам Лукашенко, один из проектов – увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры при поставках белорусской экспортной продукции в направлении портов Ленинградской области. Он говорил, что есть вариант строительства второй железнодорожной ветки от Белоруссии на Санкт-Петербург, чтобы белорусская сторона большие объемы грузов могла перебрасывать в российские порты и «оттуда работать на весь мир».
– Есть соглашение по совместному развитию железнодорожной инфраструктуры на Северо-Западе до 2026 года, оно подписано в конце августа...
– Да, согласно документу обе стороны будут реализовывать проекты на своей территории. Россия намерена развивать направления Новосокольники – Дно – Батецкая – Луга-I, здесь построят пять подъездных путей. На участке Батецкая – Луга-I планируется провести техническое перевооружение сетей связи, а на участке Луга-I – Псков постоят два подъездных пути. В перспективе также планируется развитие железнодорожных подходов к многофункциональному перегрузочному порту Бронка.
Беларусь планирует укрепить свою инфраструктуру и капитально отремонтировать искусственные сооружения по направлению от станции Жлобин до границы с Россией. Кроме того, стороны будут совместно работать над электрификацией линии от Жлобина до станции Луга-I.
Беседовала Алена Алешина