+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.01.2024 09:04:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Декабрь заморозил погрузку на РЖД

В декабре 2023 года погрузка снизилась до 100,7 млн т, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Однако достигнутый результат оказался все-таки ниже ожиданий экспертов.
Декабрь заморозил погрузку на РЖД

Напомним хронику событий: своего максимума темпы прироста погрузки достигли в апреле 2023 года (+3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го). Затем началось сползание вниз: в мае – +2%, в июне – +1,4%, в июле – +1,1%.

В августе прирост погрузки на РЖД удержался на минимуме (+0,1%). В сентябре – чуть больше (+0,2%).

Таким образом, по осени, как и мы прогнозировали ранее, динамика прироста приблизилась к нулевой. А затем начался спад, поскольку целый ряд якорных для РЖД номенклатур, которые прежде являлись драйверами погрузки, ушли в минус. И в обзоре РЖД-Партнера по итогам за 9 месяцев 2023 года звучало предупреждение о рисках спада в октябре – декабре.

Причем подобные прогнозы звучали диссонансом с оценками многих экспертов транспортного рынка, выражавших уверенность в том, что сеть наверстает упущенное. Так было в сентябре по поводу итогов октября, поскольку холдинг продемонстрировал вроде бы прогресс (от +0,1% до +0,2%).

Затем – по поводу ноября. Ведь представитель ОАО «РЖД» уверял, что сбой – едва ли не случайность: были проблемы в портах Дальнего Востока по выгрузке из-за смерзаемости угля, а на юге – шторма. В общем, ранняя зима помешала.

 Конец года не удался

Говорили о позитиве в декабре, поскольку клиенты традиционно под конец года старались отправить как можно больше грузов по прежним тарифам, чтобы избежать дальнейшей их индексации. Но вот и этого не получилось. Причины назывались в сентябрьском обзоре (https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/sentyabr-uderzhal-pogruzku-na-rzhd-ot-padeniya/ ) погрузки.

А в декабре перевозчик рассчитывал на рост отправок на недозагруженных направлениях, где с клиентами должны были поработать для привлечения дополнительных грузов. Таковыми считались Октябрьская, Северная, Московская, Горьковская железные дороги. Плюс ожидалось улучшение погоды на юге и рост пропускной способности по мере сдачи объектов модернизируемой инфраструктуры на востоке. Но вот как-то не сложилось.

В декабре 2023 года погрузка сократилась до 100,7 млн т, что на 1,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Что потянуло вниз

Прежде всего провальной оказалась погрузка угля (-6%), нефтегрузов (-2%) и стройматериалов (-21%).

Напомним, что в сентябре 2023 года правительство установило экспортную пошлину на уголь с 1 октября 2023-го и до конца 2024 года. Размер ставки был увязан с курсом рубля. Однако в декабре выяснилось, что с налоговой нагрузкой на угольщиков в РФ перестарались. И постановлением правительства от 27 декабря внесли изменения в ранее выпущенный документ. Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев отметил, что такое решение по факту стало мерой поддержки отрасли.

Ведь на восток угольщикам по РЖД было сложно пробиться с дополнительными объемами угля. А тариф от Тамани, портов на Балтике и Мурманске с установленной экспортной пошлиной привел к снижению доходов угольщиков. Когда это обнаружилось, пришлось принимать меры. Но тут и 2023 год подошел к концу.

Нефть ушла на дно

Нефтегрузы снизились, по статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», практически по всем позициям, кроме бензина (+6%), битума и гудрона (+13%). В том числе дизельное топливо (-5%), керосин (-1%), прочие светлые нефтепродукты (4%), мазут (-4,8%), нефть (-17%), прочие темные нефтепродукты (-30%).

В основном уход вниз произошел за счет падения экспорта. Это касалось как светлых, так и темных номенклатур – за исключением керосина, битума и гудрона, а также прочих темных нефтепродуктов.

Но доля последних не смогла перевесить потерь от экспорта по остальным позициям – особенно по мазуту и дизтопливу.

Замершая стройка

Минус по стройгрузам произошел на фоне спада активности девелоперов, завершивших старые объекты уже в ноябре и не начавших возведение новых зданий. Не случайно в декабре и цемент потянул погрузку на сети вниз. Снизилась в холода и активность строителей автодорог.

Не помог и плюс в перевозках балласта для нужд РЖД (+15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года).

Повеяло прохладой и от некоторых других номенклатур – например, руды. Причем как железной, так и цветной.

Спасительный круг был, но он не вытянул перевозки вверх

В плюсе оказались промышленное сырье и формовочные материалы (+45,6%), зерно (+25,4%), лом черных металлов (+21,4%), кокс (+19,5%), лесные грузы (+4,8%), черные металлы (+1,8%), химикаты и сода, минудобрения, номенклатуры, отправляемые мелкими партиями, а также контейнеры.

Как видим, перевозчик оказался заинтересованным в привлечении дополнительных объемов прежде всего недешевых грузов. Не случайно их доля в погрузке в целом увеличилась, а низкодоходных – снизилась.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions