Всего в этом году предстоит отремонтировать 5,2 тыс. км пути. Это как расстояние от Москвы до Иркутска. В 2023 году капитальными видами ремонта было оздоровлено 5 тыс. км.
Ремонтная кампания направлена на обеспечение высокого уровня безопасности железнодорожных перевозок и повышение скоростей движения поездов.
Тысячи километров в ремонт
Традиционно большой объем работ связан с выполнением капремонта с применением новых и старогодных материалов. В этом случае выполняются работы по замене рельсошпальной решетки, глубокой очистке балластного слоя, постановке пути в проектное положение, очистке водоотводных сооружений и т. д. Таким образом, данный ремонт полностью обновляет верхнее строение пути, что позволяет после выполнения работ снять ограничения по скорости, а на некоторых участках и повысить ее.
При этом продолжает увеличиваться протяженность бесстыкового (бархатного) пути. Благодаря рельсовым плетям повышается срок эксплуатации железнодорожного пути, упрощается его обслуживание.
Как не ухудшить поездную обстановку
К настоящему времени на сети отремонтировано свыше 850 км пути, сообщает телеграм-канал РЖД. Работы ведутся с опережением плана. Причем с наступлением теплого периода путевая кампания активизируется.
Как подчеркивают в монополии, компания старается выбирать время для проведения ремонта так, чтобы это оказывало наименьшее влияние на движение пассажирских поездов и производственные планы клиентов.
Стоит сказать, по пассажирским перевозкам прослеживается положительная тенденция. В частности, с 27 апреля по 12 мая поездами дальнего следования перевезено 5,6 млн пассажиров. Это на 4,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
При этом летом поездов к южным курортам России станет больше. Если круглый год в этом сообщении курсирует 53 пары поездов, то в летний период к ним еще добавятся 82 сезонных.
Что касается обеспечения заявок грузоотправителей, то в немалой степени динамика отправок зависит от эксплуатационной ситуации на востребованных припортовых направлениях. Стоит сказать, на конец апреля на Дальневосточной магистрали было отставлено от движения 60 поездов, адресованных морским терминалам. Только в 41% случаев причина бросания была возложена на грузополучателя. На Северо-Кавказской насчитывались брошенными 65 составов.
Путь ждет инноваций
В прошлом году началась реализация концепции развития путевого комплекса РЖД, рассчитанной до 2035 года. Стоит задача превратить его в передовое хозяйство на сети железных дорог.
К примеру, в планах – создание конструкции железнодорожного пути, обеспечивающей увеличенную наработку пропущенного тоннажа – до 2,5 млрд т брутто. В конструкции должны быть применены более совершенные элементы, такие как рельсы повышенного ресурса, шпалы с увеличенной площадью опирания, подкладочные скрепления, обеспечивающие повышенную стабильность подуклонки и ширины колеи.
Тем временем внедряются отдельные инновационные решения. В частности, разработана новая категория рельсов ДТ370 (прочные-вязкие), предназначенных для эксплуатации в прямых и кривых участках пути при осевых нагрузках до 27 тc. В сравнении с нынешними рельсами ДТ350 они должны заметно снизить число поверхностных дефектов, повысить стойкость к износу на 15,5%.
Прочные рельсы
Кроме того, в 2024 году запланирована укладка новых рельсов категории ДТ400ИК повышенной износостойкости в кривых радиусом менее 650 м на особо грузонапряженных участках. В числе ожидаемых эффектов – снижение интенсивности бокового износа.
Создан промежуточный профиль рельса типа Р71. Он интегрирован с действующей конструкцией пути.
По имеющимся расчетам, применение Р71 вместо Р65 даст снижение количества дефектных и остродефектных рельсов на 47% между капитальными ремонтами пути. До 15% может снизиться стоимость владения.