По итогам 2023 года Индекс составил 56 баллов, сократившись на 2 пункта по сравнению с концом 2022-го (следует добавить, что максимальное значение за всю историю наблюдений было достигнуто в III квартале 2020 года – 69 баллов, а минимальное – в III квартале 2022-го – 55 баллов). Сразу 6 из 11 критериев исследования значительно сократили свои значения, особенно показатели, относящиеся к ценовой политике РЖД и операторов, наличию и подаче вагонов. Самое драматичное падение (сразу на 10 пунктов) было зафиксировано у критерия «Соблюдение сроков доставки». Читайте статью «Индекс качества: фаза черной полосы или потеря в управлении?» в специальной рубрике «В фокусе».
Погрузка грузов в контейнерах на РЖД в 2023 году увеличилась до 50,7 млн т, что на 12,8% больше, чем в 2022 году.
По месяцам за год динамика погрузки складывалась неравномерной. Были заметны взлеты и падения. Три всплеска активности выпали на апрель (+22% к аналогичному периоду 2022 года), сентябрь (+19%) и декабрь (+17,5%). Все они совпадали с увеличенными отправками контейнеров на экспорт. Соответственно, и спад динамики в январе 2023-го был в значительной мере продиктован сокращением поставок из РФ за рубеж.
Погрузка на внутренних маршрутах в течение 2023 года оставалась стабильной. Экспортная погрузка составила больше половины от всего объема отправок грузов в контейнерах. Транзит снизился из-за барьеров на пути в страны ЕС. Однако статистику перевозок в «теусах» на РЖД все-таки улучшил преимущественно импорт. Подробности в материале «Контейнеры: новые грани в «теусах» и тоннах».
Ситуация в российской экономике внесла свои поправки в работу морских терминалов в прошлом году и наметила перспективы на текущий год. Тем не менее в морских портах продолжалась реализация инвестпроектов по развитию инфраструктуры практически по всем бассейнам.
Оборот морских портов РФ в 2023 году, по данным АСОП, увеличился до 883,8 млн т, что на 5% больше, чем в 2022 году. Еще около 14,9 млн т грузов российских компаний было перевалено на терминалах соседних стран, в том числе через морские порты стран Балтии и Финляндии объем перевозок составил 12,8 млн т, что на 30,4% меньше. В 2023 году стивидоров Балтии подпитывал преимущественно экспорт российского зерна и металлов, а Финляндии – только минудобрений.
Значительную долю в прибавке оборота российским стивидорам обеспечили навалочные грузы, морской экспорт которых был доведен до 246,2 млн т (+3,5%). Благодаря этим позициям удалось скомпенсировать определенные потери от перевалки экспорта генеральных и насыпных грузов. Каковы перспективы на текущий год – анализируем в статье «Терминальная мозаика: ставка на внутренние резервы».
С февраля 2022 года и введения различных санкций страны, которые доставляли товары транзитом через Россию, активизировали поиски новых маршрутов в ее обход. Ставки делают в том числе на так называемый Средний коридор, который связывает Китай с Европой через Казахстан, Азербайджан, Грузию, а также Турцию.
Средний коридор был заложен еще в начале 1990-х. Но до серьезных решений на его счет дошло только в 2013 году, когда в Астане подписали соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
Новый виток в продвижении ТМТМ спровоцировала геополитическая ситуация, изменившаяся в 2022 году. Особенно актуально это стало с ростом рисков, связанных с прохождением судов через Красное море и Суэцкий канал. Читайте статью «Средний коридор: полноценный игрок или «подмастерье?».
Пока идет формирование паспорта III этапа модернизации Восточного полигона, предусматривающего увеличение его провозной способности в экспортном сообщении до 255 млн т, представители сибирских регионов уже заявляют о том, что интересы экспортеров региона вряд ли будут удовлетворены в полном объеме. Выход видится в создании принципиально новых транспортных коридоров, таких как Северо-Сибирская магистраль.
К настоящему времени проект Севсиба актуализирован. Магистраль протяженностью 1,9 тыс. км предполагается дополнить созданием ответвления на север к порту Сабетта в ЯНАО и развитием южного направления от Белого Яра через Томск, Новокузнецк, Таштагол до Горно-Алтайска с выходом к китайскому городу Урумчи. Это позволит более активно осваивать грузовую базу Урала и Сибири, в том числе направляя сырье и продукцию передела через Севморпуть. Подробности в материале «Углю надобны другие пути».
Продолжается подписная кампания «РЖД-Партнера» – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны»
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и "РЖД-Партнер Документы". Будьте в курсе событий транспортного рынка!
У вас остались вопросы?
Задайте их!
тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru