– Подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio, которые до кризиса были в топе предпочтений россиян, и сейчас идеальный вариант для покупки. Если нашли авто этих марок возрастом 5–7 лет с небольшим пробегом – покупайте. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, и ремонт сам по себе несложный. Если думаете купить подержанную машину до 3-х лет – поторопитесь. Рынок новых авто падает, и это ведет к тому, что автовладельцы все чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. А это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься, и цены на них будут продолжать расти.
– Какие автомобили сейчас лучше покупать из соотношения цена/качество и ввиду отсутствия запчастей?
– Lada била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Новых автомобилей на рынке мало – бюджетные масс-маркет модели и б/у авто по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту. Среди причин – таможенные пошлины и другие сборы. Также государство поддерживает «АвтоВАЗ» (с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины). Говорят о «возрождении» модели «Ока». Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы как автопрокат закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из России 3 года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы точно закупим в наши парки партию этих машин.
Спрос на машины экономкласса будет точно, но нужна господдержка и цена на три комплектации от 800 000 до 1 650 000 рублей. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая стоимость. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто велась более-менее на уровне рекомендованной розничный цены. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги, – это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы. В топе предпочтений россиян китайские марки Chery и Haval. «Яндекс.Такси» Москвы, основу парка которого в прошлом составляли Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, уже обновили его этими китайскими марками.
Доля китайского автопрома в общем объеме продаж в 2023 году имеет все шансы вырасти до 50%. А ведь до санкций отношение у соотечественников к китайцу было настороженное: они не были уверены, смогут ли со временем выгодно продать приобретенный актив.
– Стоит ли ожидать падения цен на авто в ближайшее время?
– Количество кредитов на подержанные авто за последний год выросло до 30% из-за дефицита и высоких цен на новые машины, снижения покупательской способности россиян.
В прошлом у наших соотечественников была паника из-за волатильности рубля и страха, что цены вырастут (люди стремились приобрести авто до следующего скачка цен); дефицита автомобилей, а очереди в автосалонах – это возможность для дилеров диктовать свои условия покупателям. Цены на машины росли не только из-за дефицита поставок, но и из-за спекуляции дилеров. Цены на отечественные марки росли тоже, потому что последние сильно зависят от поставок зарубежных компонентов. Но цены на автомобили не могут расти постоянно. Этот рост останавливают периодические падения спроса. За рынок России уже активно борются многие китайские производители, часто устанавливая акционные цены и прочее: автосалоны предлагают на китайские модели специальные скидки, которых нет на европейские модели. Следовательно, у рынка есть все шансы стабилизироваться до конца 2023 года.
Беседовала Анна Маничева