– С 2021 по 2023 год было зафиксировано более 800 аварий с участием автомобилей с автопилотом. В последние годы на дорогах России наблюдается значительный прирост числа высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)
– Наличие автопилота вообще как-то влияет на статистику ДТП в России? Есть ли данные, что беспилотные технологии повышают общее число ДТП на автодорогах?
– В России точная статистика о влиянии автомобилей с системами автопилота на количество ДТП не собиралась. Однако международные исследования подтверждают, что автомобили с системами автопилота могут снижать общее количество ДТП на дорогах. Например, исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) показало, что внедрение автопилота может сократить количество аварий на 40%.
На текущий момент в России отсутствует статистика, четко разделяющая ДТП по признаку участия в них ВАТС. Однако исследования и эксперименты, проводимые в разных странах, показывают, что автомобили с функцией автопилота зачастую демонстрируют более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционными автомобилями. Это связано с тем, что системы автопилота не подвержены человеческим факторам, таким как усталость, отвлечение внимания или алкогольное опьянение. Тем не менее полностью исключить возможность аварий невозможно, поэтому актуализация и сбор данных по этому вопросу являются крайне важными для дальнейшего развития и совершенствования автопилотных технологий.
– Черный ящик у беспилотов есть?
– Черный ящик в ВАТС играет важную роль в исследовании и анализе ДТП. Эти устройства записывают данные о работе систем до и после аварии. В случае ДТП данные с черного ящика могут быть использованы для определения причин произошедшего, в том числе для выяснения, был ли автопилот активирован в момент аварии, корректно ли функционировали системы безопасности и какие действия предпринимал автомобиль перед столкновением. Эта информация может служить важным доказательством при разбирательстве вопросов ответственности и компенсации ущерба.
В Российской Федерации данные бортового регистратора используются для расследования ДТП и определения степени ответственности участников аварии.
– Если в момент ДТП автомобилем управлял искусственный человек, то кто виновен в ДТП?
– В этом случае черный ящик позволяет определить, был ли оператор активен в момент аварии и мог ли он предотвратить столкновение. Если автомобиль работал в автоматическом режиме и авария произошла из-за сбоя в системе управления, ответственность может быть возложена на производителя автомобиля или компанию, обслуживающую систему автопилота.
Также эта информация, полученная от штатного фиксирующего устройства, может использоваться для определения размера компенсации пострадавшим в результате ДТП.
Например, если авария произошла из-за неисправности автомобиля, производитель обязан выплатить компенсацию за причиненный ущерб. В некоторых случаях эти данные могут служить доказательством невиновности оператора в аварии, например, если столкновение произошло из-за ошибки искусственного интеллекта.
В Российской Федерации применение бортового мониторингового устройства при расследовании дорожно-транспортных происшествий регулируется законодательством и нормативными актами.
– То есть законодатель предусмотрел все нюансы, которые могут быть на дороге, как Вы полагаете?
– Нет, для эффективного регулирования этой сферы необходимы поправки в ряде законов. Цель изменений – максимально полно учесть все возможные последствия применения подобных технологий на дорогах.
Беседовала Алена Алешина