Сегодня в Усть-Луге завершены работы по землеустройству под будущий универсальный морской терминал Lugaport группы компаний «Новотранс». Его мощность – 24,3 млн т. Планируется, что терминал выйдет на эти параметры в 2024 году, сообщил президент и владелец ГК «Новотранс» Константин Гончаров.
У инвесторов есть новые проекты…
Для подвоза грузов на терминал уже строится железнодорожная ветка, добавил заместитель начальника ОЖД по взаимодействию с органами власти Виктор Лобко. В комплексе намечено принимать около 1100 ваг./сут.
Класс принимаемых судов – panamax, new-panamax и baby-capesize. «Это морские суда с осадкой 15 м. Под судами типа baby-capesize имеются в виду крупнотоннажные, но укороченные до 120 м балкеры», – пояснил заместитель руководителя ФГБУ «Администрация морских торговых портов Балтийского моря» Андрей Юрченко.
Новый комплекс будет состоять из пяти причалов. Через него предполагается переваливать 8,26 млн т в год зерновых и пищевых грузов и еще 16 млн т других навалочных и генеральных грузов.
Получено заключение Главгосэкспертизы. И проект шагнул в стадию строительства. Причем все эти этапы пройдены в довольно короткие сроки.
Опыт для изучения
Как подчеркнул Е. Дитрих, данный проект может служить образцом взаимодействия всех структур, которые отвечают за развитие терминальных мощностей РФ. Благодаря поддержке Минтранса России ГК «Новотранс» в 2018 году приступила к планированию, а уже в 2019-м – к практической реализации инвестпроекта.
Не менее существенно, что в ОАО «РЖД» своевременно стали подтягивать к терминалу железнодорожные пути. По ним планируется уже в 2022 году организовать подвоз стройматериалов для терминала.
В день проведения совещания было подписано соглашение с «Росморпортом», которое регулирует процесс создания гидротехнических сооружений. Предстоит обустройство подходного канала от действующего фарватера и углубление дна для обеспечения гарантированной глубины.
Не менее оперативно налажено и взаимодействие с правительством Ленинградской области по урегулированию вопросов, связанных с землеустройством на намывной территории и сухопутных подходах к терминалу.
Развитие будет продолжено
Вот почему новому проекту уделено такое внимание. Причем весь объем грузов намечено подвозить по железной дороге. И все свои обязательства на сегодняшний день ГК «Новотранс» выполнила, подчеркнул О. Белозеров.
Однако, по его словам, для ОАО «РЖД» важно развивать все направления, а не только северо-западное. И для этого необходимо четко видеть приоритеты.
В целом на совещании было отмечено несколько принципиальных моментов. Начнем с того, что в Минтрансе России считают, что развитие проектов создания новых терминальных мощностей в РФ будет продолжено, причем в рамках тех параметров ФЦП, которые были ранее намечены.
Это крайне важный момент. Ведь на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса объемы перевалки в российских морских портах снизились. И сейчас следует понять, что же будет дальше. Как выяснилось, в РФ способны наполнить новые терминалы грузами.
Для этого есть внутренние резервы. Грузовладельцы говорили о возможностях перевозок ряда номенклатур до 2025 года даже в больших объемах, чем планировалось ранее, хотя и не отрицали существования рисков.
В РФ есть резервы для развития морских портов
Для их хеджирования в Минтрансе ищут способы привлечения дополнительных объемов в российские морские порты за счет переключения на них отечественных внешнеторговых грузопотоков с терминалов сопредельных стран. Также ожидается некий приток грузов со стороны Белоруссии.
Нюансы этих планов пока не разглашаются. Это, конечно, вызвало любопытство. К сожалению, журналистов в данные планы не посвятили.
Правда, как стало известно из общения с участниками совещания в кулуарах, обсуждение поднятой темы проходило непросто. Ведь для освоения имеющихся резервов крайне важно, чтобы российские терминалы были привлекательными для грузовладельцев.
Последние, кстати, дали понять: тут многое уходит корнями в использование операторами морских терминалов современных технологий. Это с одной стороны, А с другой – это вопрос создания инфраструктурных условий для вывоза грузов.
И наконец, развитие новых портовых мощностей в РФ должно быть сбалансированным – прежде всего с проектами, которые реализуют РЖД. Если в этом плане на сети накоплен опыт, то его неплохо бы тиражировать и на других полигонах.