Евросоюз переживает кризис на многих уровнях, включая политический и экономический (что взаимосвязано). Шоки от потери дешевых российских энергоресурсов пока не преодолены, их последствия развиваются, что выражается в продолжающемся падении производственной активности и снижении уровня жизни населения. Индексы PMI промышленного сектора в крупнейших экономиках Европы негативные с 2022 года, и факторов для их устойчивого перехода в позитивную зону (больше 50 пунктов) пока не отмечается. В марте индекс PMI для еврозоны снизился до 46,1 пункта, -0,4 пункта к февралю.
При этом транспортная отрасль ЕС испытывает ценовое давление в связи с ростом ставок. Основными драйверами роста затрат являются расходы на персонал, эксплуатационные затраты, затраты на энергию, страхование, повышение ставок дорожного сборов. Европейская ассоциация международных экспедиторов (ELVIS) AG предупреждает, что нынешнее снижение общего пробега грузовых автомобилей в сочетании с текущим избытком грузовых мощностей и ожидаемым падением продаж ведет к сокращению грузового парка. Когда рынок начнет восстанавливаться, может возникнуть резкий рост цен на спотовом рынке и дефицит грузовых мощностей.
Развиваются разделяющие тенденции между Европой и Юго-Востоком, что связано как с политической эскалаций между США и Китаем (а Европа здесь союзник США), так и с усложнением/удорожанием логистики в результате отказа от транзита через РФ по политическим мотивам и через Суэцкий канал из-за военной эскалации в регионе. Южный транспортный коридор даже при его быстром развитии в ближайшей пятилетке не компенсирует потерянную пропускную способность традиционных маршрутов. (Но, по данным Российских железных дорог, трансроссийский транзит из Китая в ЕС восстанавливается и в первом квартале 2024 года почти вернулся к уровню 2021 года.)
Вероятно, в более спокойной внешнеполитической обстановке экономика Евросоюза смогла бы стабилизироваться за пару лет, однако общемировая напряженность не позволяет это сделать. Впереди еще ожидается рост расходов на оборону в условиях высоких производственных издержек. Практически все аналитические финансовые институты ожидают замедление роста экономики еврозоны в 2024 году (в частности, рейтинговое агентство S&P прогнозирует рост ВВП ЕС в 2024 году на 0,7%). Есть сомнения, что и после 2024 года восстановление экономики будет значительным.
При этом экономика ЕС по-прежнему составляет примерно шестую часть мирового ВВП. Внутренний рынок Евросоюза держится на наработанной за десятилетия высокой емкости благодаря развитым технологиям, создающим высокую добавленную стоимость. В этом и заключается ресурс для сохранения устойчивости социально-политической базы, промышленного и потребительского спроса. Этот запас прочности поддерживает перспективы бизнеса в регионе, хотя условия сейчас и в ближайшем будущем будут неблагоприятные.
В следующей публикации резюмируем состояние и прогнозы по рынкам Китая, Турции, Казахстана.
Автор: Александр Жикин, Департамент маркетинга TELS GLOBAL
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.