«Я жила в Китае, покупала в магазинах нашу гречу, шоколад, вафли. На данный момент (китайские) потребители знакомы с продукцией из России, и она пользуется спросом», – констатировала она.
Курица и рыба
После пандемии вновь активизировались прямые поставки российской рыбы в КНР. В I квартале 2023 года объем отправок морепродуктов в Китай составил $553 млн, что выше соответствующего уровня 2022 года на 78%. При этом основная доля поставок приходится на сырец – 74% объема экспорта пришлось на мороженый минтай, еще 8% на мороженую сельдь.
Другая важная статья продуктового экспорта – мясо птицы. Ввоз этого продукта в КНР из России был разрешен в 2019 году. В прошлом году в Китай экспортировано 126,6 тыс. т мяса курицы, тогда как в предыдущем – 119,4 тыс.
«60% экспорта составляет весьма специфический продукт, который в принципе не пользуется популярностью на российском рынке, а именно куриные лапы. Это является деликатесом, фактически черной икрой для всех китайцев. С одной стороны, это очень здорово, поскольку в России этот продукт не стоит ничего, где продать его проблематично, в основном он идет на переработку в корма для животных», - рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «ТД «Черкизово» Наталья Бартновская.
С другой стороны, из-за местных кулинарных предпочтений широкого ассортимента продукции российские экспортеры птицы в Китай не поставляют (еще 30% экспорта курицы – это части крыла). «То есть мы достигли своего пика, а другие продукты Китай практически не импортирует», – уточнила Н. Бартновская.
Другой распространенный в КНР продукт птицеводства - мясо индейки. Хотя в объемном выражении его из России экспортируется сравнительно немного (в 2022 году было поставлено чуть более 8 тыс. т), это достаточно хороший результат, отметила представитель торгового дома.
По морю проще, чем по суше
Вместе с тем при расширении присутствия на китайском рынке российские поставщики сталкиваются со сложностями логистики, дистрибуции. Так, продукция для местного ритейла возрастает в разы, в том числе за счет упаковки, дополнительных логистических операций и т.п. Несмотря на неоднократные оптимизации, доставка в торговые сети оказывается втрое дороже в отличие от отгрузки сырья, проинформировала Н. Бартновская.
Канал ритейла, который считается более высокодоходным, чем сырьевые продажи, становится менее прибыльным. «В ритейле выходила цена космическая, поэтому никто не покупал наш шоколад в Гуаньчжоу. Шоколадка становилась по цене как швейцарский шоколад, но российский и швейцарский продукт по-разному воспринимается потребителями», – рассказала генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева.
Требует расширения география экспорта. Сегодня львиная доля продуктового импорта из РФ следует в приморские провинции Китая, где расположены крупные порты. Там выстроена основная логистическая инфраструктура для приема импортных товаров. Кроме того, в прибрежных регионах сосредоточены крупные экономические зоны, где на местных производствах может происходить дальнейшая переработка продукта.
Покупателей из других провинций немного из-за сложных схем завоза продуктов питания через сухопутную границу.
«Мы заинтересованы, чтобы развивался экспорт железнодорожным транспортом. К сожалению, на китайской стороне санитарно-логистическая инфраструктура еще очень плохо развита, и клиенты не готовы принимать груз по сухопутным маршрутам», – сетует Н. Бартновская.
Если бы решена была данная проблема, это стало большим подспорьем для российских экспортеров. «Во-первых, это не 2 месяца пути, а 2 недели. Это дешевле, быстрее, и интересно как китайцам, так и россиянам», – заключила менеджер.