О том, что возможности Восточного полигона и в будущем не смогут полностью закрыть спрос на перевозку, говорили ранее специалисты ФАНУ «Востокгосплан».
Даже если БАМ и Транссиб в ходе III этапа модернизации расширят до максимальных параметров, о которых в последнее время говорят руководители Министерства транспорта и ОАО «РЖД» (целевой показатель обеспечения пропуска грузопотока в экспортном (восточном) сообщении – до 255 млн т грузов с 2032 года), этого будет недостаточно, следует из документа.
Уголь во главе роста
В целом провозная способность позволит перевезти 332,6 млн т, однако заявляемый спрос на перевозку достигнет 537,2 млн т. К дополнительным объемам в основном относят экспортный уголь, планы грузоотправителей по вывозу которого превышают будущие возможности инфраструктуры на 170–200 млн т.
Мировое потребление угольной продукции, несмотря на климатическую повестку, продолжит расти, говорит руководитель по консалтингу аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин. Сейчас оно составляет порядка 8,3 млрд т ежегодно, в 2030-м, согласно базовому сценарию, составит около 8,6 млрд, а по оптимистичному – 8,8 млрд т. При этом на Китай придется 53% потребления, Индию – 15%. Именно в эти страны сегодня увеличивают поставки российские угольщики.
Логистика экспорта как критичный фактор
Тем не менее за дополнительные рынки Азии нужно побороться. «Если говорить по энергетике, будет конкуренция ожесточенная, потому что импорт энергетического угля Китай сократит кратно: по разным оценкам, в 4–5 раз. Исходим из того, что много внутренних активов будет вводиться в эксплуатацию в ближайшее время. По металлургии не такое драматическое падение ожидаемого импорта, оно будет 20–30%, не более того, но все равно это существенно. Ниша и возможность наша поставлять будет сужаться, мы понимаем, что Китай будет поддерживать локальных производителей», – сказал Д. Денюшкин.
В Индии ситуация для российских экспортеров более привлекательная. Если и будет там снижение потребления импортного угля для энергетики, то спад будет незначительным, ожидает эксперт. По коксующимся маркам прогнозируется рост, и перспективы для поставщиков сырья хорошие.
«Фокусируясь на эти вещи, нам нужно всячески помогать российским производителям, попросту говоря, довозить [их продукцию] до этих рынков. Потому что логистика здесь является ключевым и ограничивающим фактором. И очевидно, смещение производств и логистических маршрутов на восток является критичным, поскольку логистический хвост при [экспорте] через наши южные и северные порты съедает маржинальность при поставках на данные рынки», – подчеркивает Д. Денюшкин.
Пути и обходы
Сейчас идет работа по формированию перечня набора объектов для модернизации Восточного полигона на III этапе. В частности, на БАМе должно продолжиться строительство вторых путей, на Транссибе – удлинение приемо-отправочных путей станций условной длины в 100 вагонов и более.
За счет привлечения частных инвестиций планируется дополнительно возвести четыре крупных инженерных сооружения: мост через Амур у Комсомольска, Кодарский, Кузнецовский и Северомуйский тоннели.
Как отметил сенатор Андрей Яцкин, при обсуждении III этапа развития Восточного полигона нужно не упустить вопрос с перенесением движения в районе Братской ГЭС, по плотине которой проходят автомобильная и железная дороги. Увеличение нагрузки из-за роста трафика может повлиять на обеспечение безопасности стратегически важных объектов.
«Мы рассматривали в Совете Федерации ситуацию по инициативе губернатора Иркутской области и усматриваем, что там заранее нужно быть готовым к решению ряда вопросов, в том числе проектирования возможных альтернативных решений», – рассказал А. Яцкин.
Несколько лет назад данный проект оценивался около 90 млрд руб.