Флагманом в развитии соответствующей среды для электрокаров становится Москва. Количество электромобилей в столице в 2025 году может возрасти в 13 раз – с 5,2 тыс. до 70 тыс. ед.
Предпосылки к увеличению легкового и коммерческого электротранспорта есть. За 9 месяцев в городе совершено 142 тыс. зарядных сессий на ЭЗС. Это в 1,7 раза больше, чем за весь 2022 год, сообщила аналитик проекта «Энергия Москвы» столичного департамента транспорта Виктория Еремина.
Московский опыт
Конечно, на тенденцию роста влияет и расширение доступной инфраструктуры. С 2020 года в рамках проекта «Энергия Москвы» в столице установлено более 220 ЭЗС. Средняя загрузка этих объектов невелика – 13–15%, но, как ожидается, данный показатель будет меняться в сторону увеличения.
Большинство из московских ЭЗС сегодня – это зарядные станции слабой мощности (22 кВт) и средней (50–60 кВт). В то же время уже идет установка и тестируются более мощные – на 80–150 кВт. В дальнейших планах – монтаж зарядных станций от 300 кВт, что важно и для обслуживания коммерческого общественного и коммунального электротранспорта.
На ЭЗС высокой мощностью скорость зарядки значительно выше. Ожидается, что в 2025 году в Москве будут действовать более 1 тыс. быстрых ЭЗС.
Регионы не дремлют
Быстрые зарядные станции целесообразно устанавливать в местах с большим потоком посетителей, у которых не столь много времени в запасе. Как отметил сенатор Юрий Федоров, московский опыт целесообразно перенимать регионам, хотя их бюджетные возможности несопоставимы со столичными.
Тем не менее о расширении сети ЭЗС заявляют крупные энергетические компании. Например, в ведении ПАО «РусГидро» сейчас находится порядка 235 быстрых ЭЗС в 33 субъектах РФ. В 2025 году компания намерена увеличить число станций до 500 ед., а к 2035-му – до 1,5 тыс.
Усилия сейчас сконцентрированы на установку быстрых ЭЗС, включая станции от 150 кВт, вдоль трассы Владивосток – Москва.
Кроме того, компания планирует строительство многофункциональных зарядных комплексов с собственно зарядными станциями и точками розничной торговли (кафе).
Заправка от сети – стимул для покупки электромобиля?
Как отметил директор конструкторско-технологического департамента ПАО «КамАЗ» Андрей Савинков, практически все современные электромобили имеют возможность заряжаться на станциях мощностью до 150 кВт и более, например, последние модели Tesla и Mercedes – до 250 кВт. Вместе с тем уже есть разработки машин с возможностью зарядки на ЭЗС до 320 кВт.
Конечно, здесь встает задача по подводу электроэнергии к таким станциям. Особенно вопрос актуален для старых городов или городских районов со сложившейся инфраструктурой. С другой стороны, быстрая зарядка позволяет по-другому взглянуть на эксплуатацию электромобиля.
«При наличии 320 кВт мощности на зарядной станции возможно заряжаться за 9 мин. Это сопоставимо с заправкой автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на обычной АЗС. Не надо ждать, как было раньше, 5–6 ч, или, как сейчас, 2–3 ч. Это дает стимул для другого потребления электромобилей. При этом развитая сеть [электрозарядных станций] позволяет автовладельцу не бояться отъехать, например, от города», – говорит А. Савинков.