+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2023 11:12:47
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Научное судно «Михаил Сомов» будет работать в Арктике минимум до 2027 года

С середины сентября в доке судоремонтного завода «Красная Кузница» (г. Архангельск) ремонтируют легендарное научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» - за свою историю оно трижды бывало в антарктических дрейфах, про один из которых даже сняли художественный фильм «Ледокол». Сегодня судно принадлежит Северному УГМС. Несмотря на возраст (ему 48 лет), оно до сих пор ходит в Арктику. Собственник говорит, что активную работу «Сомов» продолжит минимум до 2027 года.
Научное судно «Михаил Сомов» будет работать в Арктике минимум до 2027 года
Ремонт и снова в работу

Как рассказал РЖД-Партнеру заместитель начальника ФГБУ «Северное УГМС» Алексей Бараков, сегодня на судне выполнено более 70% объема запланированных ремонтных работ.
«Завершение работ планируется в течение ноября 2023 года, после чего «Михаил Сомов» встанет на зимнюю стоянку в Архангельске для подготовки к работе в навигацию 2024 года», - ответил А. Бараков.

Основная задача НЭС «Михаил Сомов» - завоз грузов снабжения на труднодоступные станции Росгидромета в Арктике, который традиционно начинается в период с мая – июня. На время ремонта судна его заменил НЭС «Академик Трёшников».

«В навигационный сезон-2023 это судно выполняет «восточный» рейс по завозу грузов снабжения на труднодоступные станции Якутского и Чукотского УГМС, а также станции в восточной части зоны ответственности Северного УГМС в Карском море».

А. Бараков отметил, что, по планам, НЭС «Михаил Сомов» продолжит работать в Арктике не менее, чем до 2027 года. Вопрос замены судна прорабатывается в рамках реализации Комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 2023 года № 2555-р.

«Комплексный план предполагает ряд мероприятий по обновлению ледокольного флота и судов ледового класса. В том числе речь идет о создании научно-экспедиционного судна ледового класса для обеспечения функционирования сети труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведения экологического мониторинга в Арктике, включая трассу Северного морского пути», - пояснил А. Бараков.

Чем известно судно и почему его сейчас ремонтируют

На ремонт «Михаил Сомов» встал после того, как вернулся из Арктики, где больше двух недель провел на мели. О ЧП стало известно 25 июля – судно село на мель у Земли Франца-Иосифа.
Как сообщала транспортная прокуратура, на судне находилось 34 члена экипажа и 57 участников экспедиций.

Из Архангельска «Михаил Сомов» отправился в рейс 4 июля – он доставлял грузы в рамках северного завоза на полярные станции Росгидромета. Когда судно село на мель, работа рейса уже подходила к завершению. На помощь НЭС в Арктику был отправлен «Профессор Молчанов»: он привез водолазов для обследования подводной части корпуса судна, на него в свою очередь эвакуировали участников экспедиций.

С мели судно сошло только 8 августа, а в Архангельск вернулось 18 августа. Как сообщал ТАСС, судно встало на ремонт в док в середине сентября.
История НЭС «Михаил Сомов» насчитывает уже 48 лет – это настоящий полярный труженик. По технических характеристикам это дизель-электроход, который может совершать ледовые плавания при толщине сплошного льда до 70 сантиметров.

В первый свой рейс «Михаил Сомов» отправился 2 сентября 1975 года. Он участвовал в 21 советской и российской Антарктических экспедициях. Научно-экспедиционным судно стало после того, как в 1977 году прошло модернизацию.

«Михаил Сомов» пережил три антарктических дрейфа: в 1977, 1985 и 1991 годах. Самый известный – 1985 года – продолжался 133 дня.

Северному УГМС судно передали в 2000 году. Он десятки раз доставлял в Арктику снабжение, оборудование, припасы – его даже называют «кормильцем Арктики».

Уже не раз поднимались разговоры о том, чтобы отправить его «на пенсию» - сделать из судна музей. Еще в 2018 году «Сомова» наградили знаком «Морское наследие России». О музеефикации говорили и совсем недавно – на заседании межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию, которое состоялось 20 октября в Архангельске.

По мнению председателя комиссии Вячеслава Попова, богатейшая история морского культурного наследия требует особо пристального внимания.

«Работа комиссии эффективна, есть очень серьезные достижения и победы, одно из них – то, что при поддержке комиссии был остановлен процесс утилизации и принято решение о музеефикации подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», которая скоро будет доступна для посещения в музейном комплексе в Кронштадте. В перспективе музеем может стать и научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», – передает слова Попова пресс-служба правительства региона.

Но пока, судя по планам Северного УГМС, «Сомову» все же придется работать в своем обычном режиме.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions