На Севморпути уже работают 3 новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они были сданы Балтийским заводом в 2020–2022 годах. Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка». Срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й.
Заключены госконтракты на выпуск еще 2 атомных ледоколов, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году, проинформировал чиновник.
На строительстве ледокольного флота также занята верфь «Звезда». Здесь ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок сдачи – 2027 год.
В настоящее время Росатом прорабатывает вопрос с «Норильским никелем» и «Новатэком» о постройке 4 неатомных ледоколов мощностью 40 МВт.
«В целом на мощностях «Звезды» размещен портфель заказов для СМП в 26 крупнотоннажных судов. Идет строительство 5 газовозов по заказу «Новатэка» для транспортировки СПГ, и в этом году запланирована сдача 1 танкера-челнока ледового класса для АО «Роснефтефлот». Параллельно продолжается строительство 10 арктических танкеров-челноков в рамках реализации проекта «Восток Ойл», – рассказал А. Беспрозванных.
По его словам, с учетом санкций «Роснефть» завершила перепроектирование условий и, как ожидается, локализация производства данных судов превысит 80%.
Сейчас по линии Минпромторга реализуется программа по замещению критического судового комплектующего оборудования (СКО). В ней участвуют 33 отечественных предприятия. Основное критическое СКО на сегодня – это 60 позиций.
На серийный выпуск данное оборудование должно выходить с 2025 года, уточнил А. Беспрозванных.
Для рек и моря
Между тем большую значимость приобретают суда класса река-море, подчеркнул заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша. По его словам, с точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую доставку, но этот флот развозит практически все грузы по побережью Северного Ледовитого океана.
К сведению, прошлогоднюю навигацию в акватории СМП обеспечивали 601 морское и 551 речное судно. Ими выполнено 1,2 тыс. судорейсов.
В то же время увеличивается старение флота река-море. У Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна превышает 30 лет. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужны серьезные темпы обновления, указывает В. Рукша.
С другой стороны, к 2030 году планируется более чем в 5 раз увеличить арктический грузовой флот – с нынешних 30 до 160 ед., половина из которых должна быть крупнотоннажного класса.
Сейчас судостроители работают по 33 судам, 97 необходимо еще построить. Насколько выполнимая эта задача, задается вопросом представитель Росатома. По его мнению, необходим технологический план, именно на тот объем, который отечественное судостроение способно построить.
«Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует В. Рукша.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков согласен с такой постановкой вопроса. Надеяться, как на чудо, что где-то в мире возникнет верфь по производству арктического флота, которая поможет закрыть проблему, нельзя, убежден он.
«В то же время создаются миллионы тонн грузов. Чтобы их вытащить, нужны будут те суда ледового класса, которые мы пока не до конца понимаем, где создать. Это серьезный вызов», – резюмировал министр.