В Северо-Западном бассейне заключены 27 договоров: 4 – в Арктическом бассейне, 35 – в Азово-Черноморском, 9 – в Каспийском, в Дальневосточном бассейне – 33, перечисляет И. Першин. Он отмечает, что эту работу нужно активизировать, но условия в ней должны быть приемлемы для обеих сторон – и для портов, и для перевозчика.
«Пока у нас получается, что понуждения, которые дает перевозчик, к сожалению, не устраивают порты, – это сдерживает их в перевалке грузов на экспорт в том числе», – комментирует эксперт.
Также он назвал еще ряд проблем, с которыми операторы морских терминалов сталкиваются при работе по типовым договорам. Среди них – отсутствие необходимого программного обеспечения, готового к интеграции в средства программного взаимодействия с ОАО «РЖД». При этом в данном случае решения есть: «Порты вкладываются в программы, которыми готовы поделиться с перевозчиком, чтобы эти данные автоматически подтягивались».
Еще несколько проблем, озвученных экспертом: технология информационного взаимодействия, предложенная ОАО «РЖД», противоречила приказу № 327; отсутствие условий для сменно-суточного планирования; не проработаны технологические схемы; навязывание неприемлемых дополнительных условий.
Мощностей у портов больше
По итогам 2023 года, грузооборот морских портов РФ покажет плюсовую динамику: +8,9%. Чуть больше подрастет объем перевалки сухогрузов – +13,9%.
«Но это не все потребности, которые хотят перевезти грузоотправители нашей страны. Многое остается за кадром. ГУ-12 по-прежнему отклоняется либо согласовывается частично, и груз вывозится не в полном объеме. Это напрямую влияет на экономику страны, – комментирует И. Першин.
Большой проблемой остается также несоответствие технических возможностей портов и провозных способностей РЖД, считает эксперт. Сами за себя говорят цифры по 2022 году. По факту в грузах морские порты смогли перевезти 842 млн тонн. По железной дороге из них приехали всего 373 млн тонн.
«Тут есть куда расти. Мы призываем железные дороги смотреть в сторону развития наших портов РФ», – отметил И. Першин.