Минусовая динамика зафиксирована и в секторе насыпных грузов – меньше на 17,7%, до 21,06 млн т. В сегменте наливных проседание составило 47,2%, до 4,53 млн т, в генеральных – меньше на 6%, до 13,06 млн т.
Положительная динамика отмечена только в обработке зерновых – за год их стало больше на 14%, до 7,12 млн т, контейнерных грузов – прирост на 7,4%, до 5,12 млн т, и древесной щепы – увеличение на 0,7%, до 1,93 млн т.
Лидером в стране традиционно стал Рижский порт с 18,8 млн т (-20,1% к уровню 2022 года). На сокращение объема в столице на 4,7 млн т повлияло уменьшение обработки угля, нефтепродуктов, руды, древесины, накатных грузов. В то же время важно отметить рост перевалки зерновых на 23,1%, до 3,26 млн т и контейнерооборот – больше на 9,8%, до 5,1 млн т.
На второй позиции Вентспилсский порт с грузооборотом в 10,4 млн т (-29,3%). Наибольшим падением в сегменте наливных стало сокращение на 42,4% нефтепродуктовых грузов, до 846 тыс. т. Все меньше обрабатывается угля, древесных материалов, накатных грузов. Но порту удалось нарастить перевалку руды на 18,4% и на 7,2% зерновых грузов.
Оборот Лиепайского порта в прошлом году составил 7,2 млн т (-4,9%). На отчетность повлияло сокращение тоннажа угля, нефтепродуктов, древесных материалов, контейнеров, насыпных грузов и строительных материалов. Прирост зафиксирован в обработке зерна, щепы и накатных грузов.
Не обошло стороной и латвийское железнодорожное предприятие Latvijas Dzelzcels – снижение зафиксировано на 27,6%, до 15,63 млн т. Потери составили 6 млн т грузов по сравнению с позапрошлым годом. Потеря 5,95 млн т связана с уменьшением потоков угля, древесины, минеральных удобрений и нефтепродуктов. В отчетном периоде на долю международных перевозок пришлось 14 млн т (-29,6% к уровню позапрошлого года), внутренних – 1,63 млн т (-4%), экспортных – 3,49 млн т (-6%), импортных – 9,63 млн т (-31,5%).
Объем транзитных грузов в прошлом году составил 12,18 млн т (-30,8 %). Поток транзитных грузов через порты за 12 месяцев сократился на 27%, до 11,31 млн т, а сухопутный транзит через территорию Латвии уменьшился на 58,3%, до 874 тыс. т.
В сложных обстоятельствах латвийские транспортники все же стремятся изыскать возможности для развития бизнеса. Министр сообщений Латвии Каспарс Бришкенс призывает отрасль использовать текущую ситуацию как возможность для выхода на новые рынки, для поиска новых логистических услуг. «Мы могли бы побороться за грузопотоки из США и Дальнего Востока в Центральную и Восточную Европу. Если сравнить стоимость фрахта Гамбург – Прага и Рига – Прага из стран Ближнего Востока, то мы имеем преимущество в 300–€400 за контейнер. Это необходимо использовать. Стоит также отметить успешное сотрудничество Рижского порта с доставкой украинского зерна по железной дороге и перевалкой в порту»,– отметил министр.