Как известно, цель проекта Великий Волжский путь – создание в Приволжском федеральном округе (ПФО) комплексной туристически развитой макро-территории и обеспечение ее современными речными сообщениями. Здесь подразумеваются как пригородные и межрегиональные перевозки (от 200 до 500 км между субъектами ПФО), так и круизные – по всей протяженности Волги.
Для успешной реализации проекта необходимо решать вопрос строительства нового флота. «Мы понимаем, что каждый год на линию необходимо выводить около 10 судов разной вместимостью, от 30 до 300 пассажиров – для того, чтобы как минимум держать баланс количества судов, которые будут выбывать из строя. Мы сейчас пользуемся флотом 1970–1980-х. Это те суда, которые были еще построены на верфях Восточной Германии. Сейчас они являются ключевыми судами, которые осуществляют перевозки от Твери до Астрахани, некоторые также идут на Ростов и Азов», – рассказал депутат Госдумы Алексей Волоцков.
Ранее губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщал, что для организации перевозок по Волге от Рыбинска до Астрахани потребуется 76 судов на воздушной подушке, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеор 120Р». Такой флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.
По словам губернатора, регионом сформирована финансовая и операционная модель, которую можно использовать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок. Исходя из такого опыта, определены проблематика управления такой сетью и необходимый набор мер, способствующий ее развитию. Решения должны быть выработаны не только на региональном, но и на федеральном уровне.
«Если в рамках Великого Волжского пути все структуры с этой задачей смогут справиться, то на Волге будет новая жизнь», – убежден А. Волоцков.
Верфям предлагают увеличить темпы
Однако по ситуации с обновлением флота для развития перевозок по Великому Волжскому пути пока не хватает координации между всеми участниками процесса, подчеркивает председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
«У всех взгляд со своей колокольни на эту проблему. Мы собирали в комитете и Минпромторг, и Минтранс, и Минстрой. Когда всех послушали, поняли, что по отдельности у всех все хорошо, все выполняется, а вместе оркестр не играет», – сетует С. Тарбаев.
Одна из главным проблем – низкие темпы судостроения. Ежегодно сдается лишь несколько единиц флота. В советское время только Зеленодольский завод имени Горького, с которого выходили «Метеоры», ежемесячно выпускал по одному такому судну, обратил внимание председатель комитета по туризму.
Отдельное внимание нужно уделять и созданию причальной инфраструктуры.
«В этом плане не видим эффективных решений и действий. Мы говорим о тех же причальных стенках, углублении дна и т.д., везде принимаются какие-то решения, но пока на деле существенных изменений не видим», – делает вывод С. Тарбаев.
Все же отечественные предприятия, обладают развитыми компетенциями в разработке и производстве пассажирских судов, поэтому в ПФО эта сфера будет развиваться, уверен полпред в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров.
Недавно ГТЛК объявило конкурсы на строительство судов «Метеор-120» и «Валдай-45р» с поставкой в 2025 году в рамках реализации инвестпроекта по обновлению водного транспорта с использованием средств ФНБ. Заключение контрактов на их постройку создаст возможности для инвестиций в производство флота и развитие компонентной базы.
Тем временем нужно понять, как будет строиться ценообразование за услуги путешествий по Волге. «Необходимо смотреть на субсидирование перевозок. Потому что стоимость билета будет скорее всего высокой, и для того, чтобы нарастить туристический поток, чтобы он наладился, необходимо субсидирование тарифов, как это применяется в авиации», – сказал С. Тарбаев.
В свою очередь в правительстве Нижегородской области предлагают также поддержать перевозчиков в части капитальных затрат на субсидирование лизинговых платежей.
В целом регион рассчитывает, что возрождение внутреннего судоходства станет мощным фактором экономического роста территорий ПФО.