+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2023 13:06:42
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Круглогодичная навигация Севморпути возможна, но участники рынка должны договориться

Этот показатель более чем амбициозный, говорят участники сессии «Северный морской путь в рамках ПМЭФ-2023: новые вызовы». Но реализация его возможна, если движение по русской Арктике будет круглогодичным.

Более 34 млн т перевезли по Севморпути в 2022 году, что более чем на 2 млн т выше целевого показателя. Прирост по сравнению с 2021 годом составил 3%. Алексей Чекунков, министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики, заявил в своем выступлении на ПМЭФ, что Севморпуть стал не просто новым коридором для всего мира, но и крайне востребованным маршрутом.

Движение по Арктике имеет свои правила 

«Международная ситуация делает Севморпуть крайне востребованным: степень напряженности на традиционных морских путях из Восточной Азии в Европу нарастает, и не исключен сценарий, при котором движение по традиционным морским путям может быть нарушено», – говорит А. Чекунков.

Речь идет о миллиардах тонн грузов, о снабжении трех миллиардов человек, в том числе и продовольствием, подчеркивает он. В русской Арктике грузопоток нарастает в основном не за счет роста международного транзита, а за счет роста транспортировки природного газа и газоконденсата. Участники сессии заявляют, необходимо менять грузовую базу.

В частности, привлекать на маршрут иностранные компании, которые бы использовали русскую Арктику для доставки собственных грузов. Султан Ахмед Бин Сулайем, председатель группы и главный исполнительный директор DP World, признается, Северный морской путь предоставляет участникам рынка новые возможности. Сроки доставки грузов из Токио в Лондон сокращаются вдвое, до 20 дней.

«Торговые потоки имеют большое значение. И да, мы столкнулись с нарушением логистических цепочек во всем мире: небольшие нарушения судоходства в Суэцком канале приводят к глобальным срывам поставок», – говорит он.

Однако чтобы выйти на маршрут, необходим специализированный флот, а его пока недостаточно. Султан Ахмед Бин Сулайем не исключает возможности по участию в проекте использования СМП.

«На протяжении последних 60 лет никто не вводил в эксплуатацию новые маршруты, которые бы объединяли центры мировой торговли. И Севморпуть – это большое достижение».

Севморпуть – это вам не форточка на восток

Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорация по атомной энергии «Росатом», тоже называет Севморпуть фактором, который способствует развитию всей экономики России.

«Этот транспортный коридор надо использовать не только как форточку для экспорта, но и как механизм связывания территорий. Что особенно важно в нынешние непростые времена, в том числе и логистического давления. И сама задача вдохновляет: мы понимаем, что серьезно можем улучшить и инвестиционный климат, и качество реализации проектов, и, конечно, серьезно повысить качество жизни на Северах. Потому что, конечно, главная цель – это качество жизни людей, и на это проект влияет напрямую», – говорит А. Лихачев.

Севморпуть интересен не только инвесторам и чистым участникам логистических процессов, но и крупнейшим логистическим компаниям, которые «вполне себе влияют на глобальные товарные потоки», говорит он.

«И здесь еще одно захватывающее дух направление – перевод десятков, а то и миллионов тонн международного транзита через более короткий и эффективный путь. Бизнес в Арктике непростой, и он требует, чтобы государство взяло на себя часть рисков», – говорит А. Лихачев.

Северная логистика и инвестиции

Главный риск – перевод Севморпути на круглогодичный режим работы. В России пока недостаточно танкеров ледовых классов Arc6 и Arc7. Участники мирового логистического рынка, которые пожелали бы зафрахтовать танкеры таких ледовых классов, не смогут этого сделать, так как на мировом фрахтовом рынке практически нет крупнотоннажных судов более низких арктических ледовых классов Arc4 и Arc5.

Доступны лишь суда без ледовых усилений или суда так называемых неарктических «балтийских» ледовых классов Ice1–Ice3 по классификации Российского морского регистра судоходства, говорят участники рынка в кулуарах ПМЭФ-2023. А такие суда допускаются к плаванию только в период летне-осенней навигации, с 1 июля по 15 ноября. Природа, даже при всей краткости маршрута, – она не ласковая, говорит А. Чекунков.

«В институте Арктики и Антарктики показывали, как ведут себя льды, что нужно знать, чтобы там ходить, – если увеличивать интенсивность в пять-шесть раз, то необходимо много чего еще проделать».

Но главное, контейнеровозам необходима ледовая проводка, а ее предоставляет только «Росатом». Алексей Лихачев говорит, иногда интересы компаний, который доставляют грузы по Севморпути, «находятся в контрадикции, но я уверен, мы их всегда решим».

«Но в целом атмосфера взаимной поддержки новой модели судоходства, предполагающей восточное круглогодичное использование Севморпути, можно решить. И решить только сообща», – резюмирует он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions