Минусовая динамика в крупнейших латвийских портах в промежуточных итогах года, а также почти по всей номенклатуре в отчетном периоде – уже довольно старый локальный тренд. Спады становятся больше или иногда немного выравниваются, но в целом кривые в таблицах стремятся вниз. По данным Министерства сообщений Латвии, за январь – август 2020-го Вентспилсский, Рижский и Лиепайский порты совокупно перевалили 29,74 млн т, что на 29,7% меньше, чем за соответствующий период годом ранее.
Более всего снижение заметно в обработке насыпных – всего в портах переработано 13,72 млн т (-42,6%). В этом сегменте картину портит главным образом тоннаж угля, объемы которого из России сокращаются все активнее. Через два терминала в Риге и два в Вентспилсе за 8 месяцев всего перевалили 2,82 млн т угля (-77,3%). Это, конечно, рекордное на данный момент проседание в целом. В отрицательном поле также обработка зерна и продуктов из него – 2,96 млн т (-4,2%), минеральных удобрений – 1,35 млн т (-15,9%). А вот щепы местного и белорусского происхождения, направляемой через рижские, лиепайские терминалы в основном в Скандинавию, становится все больше – рост на 9,8%, до 1,36 млн т.
Наливных грузов за 8 месяцев перевалено 8,08 млн т (-15,8%). Большую их часть составили нефтепродукты – 7,65 млн т (-15,1%), которые поступают на терминалы Риги и Лиепаи по железной дороге, а до Вентспилса белорусское дизтопливо еще транспортируется по трубопроводу. В Рижском порту в отчетном периоде «осело» 1,8 млн т различных нефтепродуктов (-24,6%), в Вентспилсском – 5,5 млн т (-12,8%). В Лиепае также есть наливные, но они являются нишевыми, то есть достаточно специфическими, как, например, вакуумный газойль, мазут.
Перевалка генеральных объемов в Латвии в этом году составила 7,92 млн т (-9,9%), в том числе грузов в контейнерах перевалено 3,08 млн т (-5,8%), контейнеров – 302 831 тыс. TEU (-3,5%), лесоматериалов – 2,5 млн т (-16,7%), грузов ro-ro – 2,01 млн т (-10,4%). Как видим, ожидаемого 30%-ного падения в обработке контейнеров, как прогнозировали весной участники рынка, пока не случилось.
Как обычно, по грузообороту лидировал Рижский порт – 15,81 млн т (-26%), на второй позиции – Вентспилсский порт с 8,77 млн т (-41,5%), на третьей строчке – Лиепайский порт с 4 млн т (-14%).
Грузооборот Рижского порта за январь – август 2020 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 15,81 млн т. Тоннаж упал на 5,55 млн т, если сравнивать с итогами прошлого года. Помимо оттока российских транзитных грузов, снижения цен и спроса на ряд бывших в тренде позиций, на объемы порта оказывает влияние последствия коронавируса. Паромный бизнес в период марта-июня буквально встал, и в итоге сейчас фиксируется большое снижение в транспортировке накатных грузов, пассажиропотока. Судоходная компания Tallink сейчас планирует провести переговоры с администрацией Рижского порта на предмет понижения тарифов для них.
В Риге отмечается плюсовая динамика в сегменте зерновых в связи с началом сезона сбора урожая в августе. В росте также обработка древесной щепы белорусского происхождения. Обвал контейнерного оборота не случился, хотя участники рынка в мае – июне предрекали последующее в конце лета снижение в контейнерном секторе на треть.
Насыпных грузов в отчетном периоде обработали на 32,1% меньше – 9,08 млн т. В том числе зерна и продуктов из него – 1,29 млн т (+9%), минеральных удобрений – 1,03 млн т (-13,7%), угля – 2,27 млн т (-65,7%), древесной щепы – 788 тыс. т (+15,7%). Генеральных грузов в Риге за 8 месяцев перевалили 4,86 млн т (-12%), грузов в контейнерах – 3,03 млн т (-6,3%), контейнеров – 300 234 тыс. TEU (-3,6%), накатных – 129,5 тыс. т (-63,6%), древесины – 1,42 млн т (-16,5%), металлов и лома – 202 тыс. т (+0,4%). Наливных грузов за январь – август обработали 1,87 млн т (-23,6%), из них нефтепродуктов – 1,82 млн т (-24,6%).
Грузооборот второго по величине латвийского порта Вентспилс за январь – август сократился на 41,5%, до 8,7 млн т. Основная причина такого проседания кроется в потерях угольных объемов, минеральных удобрений и части налива.
Так, объем перевалки нефтепродуктов снизился на 12,8%, до 5,5 млн т, угля – на 93,4%, до 325 тыс. т, зерна – на 59,1%, до 122 тыс. т, аммиака – на 48%, до 143 тыс. т. Контейнерооборот порта составил 185 TEU (-14,4%), накатных грузов – 56832 ед. Пассажиропоток сократился 39%, до 99 984 тыс. человек.
Несмотря на минусовую динамику (-14%, до 4 млн т), данные Лиепайского порта не воспринимаются критичными, сказал ИА РЖД-Партнер.ру заместитель главы администрации Лиепайской свободной экономической зоны Улдис Хмелевскис.
Поскольку грузоформирующая база порта состоит из большого ассортимента зерна и зерновых, весьма специфических нишевых нефтеналивных продуктов, отдельных подвидов химических и прочих наливных и генеральных грузов, то стивидоры порта не засвидетельствовали резких и особо больших потерь, отметил спикер.
«Если посмотреть на статистику Рижского порта, в котором падение за 8 месяцев составило 26%, до 15,18 млн т, и Вентспилсского со снижением на 41%, до 8,77 млн т, то в Лиепае проседание совсем небольшое», – сказал У. Хмелевскис.
В отчетном периоде более всего перевалено насыпных грузов – 2,83 млн т (-19,7%), и это 79% всех грузов. В том числе зерна и продуктов из него – 1,53 млн т (-4,8%), антрацитового угля – 227,7 тыс. т, строительных материалов – 493,1 тыс. т (-18,7%), щепы – 153 тыс. т (-20,7%), химических грузов – 105 тыс. т (+29,8%).
Наливных потоков за 8 месяцев обработали 412,4 тыс. т (+18,9%), из них нишевых нефтепродуктов – 316,6 тыс. т (+15,1%), дизельного топлива – 3,1 тыс. т (-82,6%).
Генеральных грузов перевалили 758,6 тыс. т (-2,8%). Из них накатных – 476 тыс. т (+7,6%), древесины – 206,4 тыс. т (-23,6%), контейнеров 2,411 тыс. TEU (+17%). Наличие парома, который отправляется 5 раз в неделю из Лиепаи до немецкого порта Травемюнде, позволяет расти оборотам в обработке контейнеров и накатных грузов с/без водителя.
Пассажиропоток в январе – августе сократился на 21%, до 20,994 тыс. человек.
Число судозаходов упало на 4%, до 1,081 тыс. ед.
На работу всех портов региона сейчас влияет масса экономических, политических и рыночных факторов. «В наших руках предоставление качественного сервиса, скорость обработки и приема грузов, их хранение, поэтому основной упор в настоящий момент делается на развитие портовых услуг», – сказал У. Хмелевскис.
Отлаженный сервис и качество услуг на самом деле считаются козырем латвийцев. В условиях высокой конкуренции и политически сформированных преференций российские грузовладельцы подчас предпочитают работать в Латвии. Участники рынка, по данным РЖД-Партнера, полагают, что доля российских грузов здесь будет присутствовать всегда. Равно как и часть белорусских нефтепродуктов и минеральных удобрений в Клайпедском порту, независимо от решения высших инстанций.
Автор: Наталия Вострухова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.