На отрицательную динамику теперь влияет множество факторов во главе с замирающей экономикой, а не только отток российского транзита, который начался в 2014 году и усугубился в 2019-м. Некогда основные грузоформирующие потоки, и в частности уголь, иссякают буквально на глазах.
За январь – июнь в трех портах Латвии угля стало меньше на 78,3%, до 2,12 млн т. Из них 1,68 млн т перевалили в Рижском (-67,5%), а в Вентспилсском порту – 245 тыс. т (-93,6%). Годом ранее доля угля в структуре грузов составляла 30,3%, сейчас – 9,4%.
Перевалка нефтепродуктовых грузов сократилась за полугодие на 13,3%, до 6,24 млн т. В том числе в столице налив составил 1,4 млн т (-25,5%), в Вентспилсе – 4,26 млн т (-8,9%). Доля нефтепродуктовых грузов в прошлом году занимала 20,9%, в 2020-м – 26%.
Если детальнее рассматривать номенклатуру в больших портах страны, то падение тоннажа фиксируется по всем позициям, за исключением перевалки древесины и материалов из нее (1,16 млн т, +17,4%). Зерна и зерновых за январь – июнь обработано 2,18 млн т (-6,4%), минеральных удобрений – 1,03 млн т (-10,4%), нефти – 18,4 тыс. т (-4,1%), нефтепродуктов – 5,9 млн т (-12,7%), грузов в контейнерах – 2,28 млн т (-6,8%), контейнеров – 228,920 тыс. TEU (-4,6%), древесины и материалов из нее в контейнерах – 1,82 млн т (-21%).
На долю Рижского пришлось 52,2% грузов от суммарного тоннажа портов Латвии за полугодие, в Вентспилсе приняли 30,6% грузов, в Лиепае – 13,6%.
Лидирует традиционно Рижской порт с 11,8 млн т (-26,7%), на второй позиции – Вентспилсский порт с 6,8 млн т (-41,1%), Лиепая на третьей строчке с 3,08 млн т (-15,6%).
В Рижском свободном порту за январь – июнь 2020 года перевалили 11,84 млн т грузов, что на 26,7% меньше, чем за соответствующий период 2019-го.
Больше всего в отчетном периоде обработали насыпных грузов – 6,94 млн т (-31%). Перевалка генеральных грузов составила 3,45 млн т (-17,5%), наливных – 1,43 млн т (-24,5%).
Перевалка контейнерных грузов в этом году достигла 2,25 млн т (-7,4%), контейнеров – 226,938 тыс. т (-4,7%), древесины – 891,7 тыс. т (-32,2%), накатных грузов – 110 тыс. т (-58%).
Угля в этом году в Рижском порту перевалено 1,68 млн т (-67,5%), зерновых – 913,6 тыс. т (+14,5%), минеральных удобрений – 796,1 тыс. т (-4,4%), древесной щепы – 656 тыс. т (+25,4%).
Перевалка нефтепродуктов составила 1,4 млн т (-25%).
Пассажиропоток сократился на 68,9%, до 121,107 тыс. человек.
За 6 месяцев 2020-го в Вентспилсском свободном порту перевалено 6,8 млн т грузов, что на 40,9% меньше, чем за соответствующий период прошлого года, когда обработали 11,5 млн т. По предварительной информации предприятия, снижение потоков связано с рыночной конъюнктурой, политикой России по диверсификации своих грузов, сокращением поставок угля из-за низкого спроса вследствие теплой зимы и замедлением работы предприятий и заводов в связи с распространением коронавируса.
В январе – июне в порту перевалили 4,3 млн т нефтепродуктов (-9% к уровню прошлого года). А в обработке угля поставлен антирекорд – 245 тыс. т (-94%, или меньше на 3,6 млн т к уровню 2019 г.). Еще в прошлом году угольные грузы составляли 30% от грузооборота предприятия.
В то же время объем генеральных грузов (+1,5%, до 1,28 млн т), в частности накатных и древесины, удалось сохранить на уровне прошлого года и даже увеличить. Перевалка древесины выросла на 24,1%, до 215,2 тыс. т, накатных – на 0,1%, до 43,280 тыс. ед.
Среди стивидоров в Вентспилсе лидирует компания по обработке нефтепродуктов Ventbunkers (увеличение тоннажа на 28%), и Ventplac, специализирующийся на перевалке древесины (20%).
Доход управления свободного порта от основной деятельности в I полугодии составил €8,9 млн.
Грузооборот Лиепайского порта за январь – июнь 2020 года уменьшился на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 3,08 млн т, сообщили в администрации порта. Итоги полугодия показали, что основные грузы порта – зерновые – все еще в минусовом поле, но отмечается положительная динамика в сегменте генеральных. И впервые в отчетном периоде в порту обработали партию минеральных удобрений.
Больше всего за 6 месяцев перевалили насыпных – 2,11 млн т (-25,1%), и это 69% от всего объема грузов.
В том числе зерновых – 1,2 млн т (-7,9%), антрацитового угля – 199,9 тыс. т (-74,1%), строительных материалов – 409,9 тыс. т (-9%), древесной щепы – 142 тыс. т (-18,1%), минеральных удобрений – 19,3 тыс. т (+100%).
Обработка наливных составила 305,4 тыс. т (+24,6%), из них нефтепродуктов – 235,3 тыс. т (+22,1%), дизельного топлива – 2,8 тыс. т (-83,2%).
Генеральных грузов в отчетном периоде обработали 664,3 тыс. т (+13,6%), в том числе контейнеров – 1,803 тыс. TEU (+12%), грузов в контейнерах – 298,4 тыс. т (+36,5%), древесины – 270,4 тыс. т (+34,9%).
Пассажиропоток порта за январь – июнь сократился на 18%, до 13,621 тыс. человек.
Число судозаходов уменьшилось на 3%, до 829.
Латвийская железнодорожная компания Latvijas dzelzcels (LDz), по данным Министерства сообщений, перевезла в отчетном периоде на 47% грузов меньше – 11,56 млн т против 21,9 млн т в январе – июне 2019-го.
В международном сообщении транспортировано 10,92 млн т (-48,7%), в международном транзитном – 9,04 млн т (-53,9%), при этом через порты перевезено 7,64 млн т транзитных грузов (-55,9%).
Объем внутренних перевозок увеличился на 5,7%, до 638 тыс. т, импортных – на 9,1% до 1,7 млн т, экспортных вырос на 32,3%, до 182 тыс. т.
Сухопутный транзит через территорию Латвии составил 1,4 млн т (-38,6%).