Перевалка грузов в морских торговых портах России осталась в целом на том же уровне, что и в прошлом году. По данным Морцентр-ТЭК, в январе –феврале 2024 года она составила 139 598,5 тыс. тонн, это 99% от показателя за январь – февраль 2023-го. Отдельно в феврале 2024 года перевалка грузов в морских торговых портах России составила 68 675,4 тыс. тонн.
В сравнении периодов января – февраля год к году перевалка увеличилась в портах Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов – на 51,3 и 3,5% соответственно. Снижение отмечено в Арктическом (-4,5%), Балтийском (-4%) и Дальневосточном (-3%) бассейнах.
«В экспортном направлении отправлено 109 728,5 тыс. т (98,4%), каботажных грузов перевалено 11 695 тыс. т (91%). Транзит вырос на 8,5% (до 11 660,5 тыс. т). На 8,4% увеличилась перевалка импортных грузов (до 6514,5 тыс. т)», – сообщают в Морцентр-ТЭК.
На 2% увеличилась перевалка сухогрузов, 39,6% прибавила перегрузка удобрений и 18,3% – перегрузка зерна. Перевалка наливных грузов снизилась на 3,7%, сокращение произошло в перегрузке нефтепродуктов, по остальным наливным грузам отмечено увеличение.
Перевалка грузов в контейнерах увеличилась на 16,9% от уровня января – февраля прошлого года. Перевалка контейнеров в ДФЭ составила 880 846 единиц (121,5%).
В феврале РЖД-Партнер провел транспортный форум «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», на котором прозвучали итоги перевалки грузов в морских портах за весь 2023 год: объем перевалки перешел рубеж в 900 млн тонн.
«Из них почти 400 млн тонн доставлено и вывезено по железнодорожной сети, среднесуточная выгрузка достигла 17 тыс. вагонов, рост – 6%», – прокомментировал исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.
Во время выступления на форуме он подтвердил, что мощности морских портов по всем морским бассейнам и транспортным коридорам существенно превосходят возможности железнодорожного транспорта. «Указанные обстоятельства достаточно широко проанализированы при составлении транспортной стратегии на период до 2030 года и с прогнозом до 2035 года, а перспективные направления роста и развития железнодорожного транспорта подробно отражены в программе развития ОАО «РЖД». Особо сложным по существующему дефициту провозной способности железных дорог является восточное направление. Именно в этом направлении сконцентрирован основной потенциал роста перевозок железнодорожным транспортом», – добавил С. Жусупов.
Планы на инфраструктуру
В феврале много говорилось о развитии инфраструктуры российских портов и подъездов к ним по железным дорогами. Самыми заметными, пожалуй, стали обсуждения вокруг южных портов РФ. Так, в послании Федеральному собранию 29 февраля президент РФ Владимир Путин, говоря о проектах в сфере транспорта до 2030 года, заявил о планах наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, чтобы активно использовать портовые мощности Азовского и Чёрного морей.
Границы морского порта Тамань, сообщалось также в феврале, расширили под создание нового перевалочного комплекса для перевалки аммиака и удобрений мощностью 5 млн тонн в год. Запустить перевалочный комплекс планируется в 2025 году. Общий объем инвестиций в его строительство составляет 60 млрд руб.
«Создание комплекса позволит наладить новые маршруты поставок удобрений на внешние и внутренние рынки. В меньшей степени размещение комплекса в порту Тамань связано с перспективами развития МТК Север – Юг», – так считает эксперт РЖД-Партнера, пожелавший остаться анонимным.
«Коридор Север – Юг – это эфемерная вещь, которая пока не работает. Когда будет перекрыт Аденский залив, Черное море и к работе подключится Иран, тогда Север – Юг заработает. Но по горной местности перевозить миллионы тонн груза проблематично, и цены значительно вырастут. Дорогостоящие товары – электронику и ширпотреб еще выгодно возить, а сырье и прочее – экономически нецелесообразно. Север – Юг – это далекое будущее, и везти «туда» (из России на экспорт. – Прим. ред.) получится вряд ли, а вот «оттуда» (преимущественно китайский импорт. – Прим. ред.) – более осуществимо», – рассказал эксперт.
При расширении Восточного полигона железных дорог (к 2030 году пропускная способность должна вырасти до 210 млн тонн в год) свое развитие должны получить порты Хабаровского края – Ванино и Советская Гавань. Об этом также заявил в послании Федеральному собранию В. Путин.
Не обошелся второй месяц года и без ставок на развитие Северного морского пути. Президент приглашал зарубежные логистические компании активно подключаться к использованию этого коридора, а также снова активно обсуждался тот факт, что в 2024 году навигация по Севморпути должна стать круглогодичной. Грузооборот в 2024 году должен составить 72 млн тонн, что в 2 раза больше, чем в 2023-м. Такую планку озвучил в декабре на форуме «Арктика: настоящее и будущее» первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Кроме увеличения грузооборота, анонсируется увеличение арктического флота – за счет строительства новых атомных ледоколов ЛК-60 «Ленинград», «Сталинград» и ледокола нового поколения «Лидер». Все эти планы подтверждены властями публично в феврале.