Оптимизация логистики
«Российские компании стараются оптимизировать затраты и нагрузки, вызванные ростом курса доллара, санкционным давлением, банковскими и таможенными запретами и ограничениями, ища наиболее сбалансированные логистические пути. Мультимодальные перевозки являются выгодным вариантом по соотношению стоимости, транзитного времени и количества товаров, которые возможно закупить/продать. Рост товарооборота посредством морских перевозок и увеличивает грузооборот морских портов», – продолжил Д. Прокофьев.
Эксперт подчеркнул, что в основном снизился экспорт из РФ. Импортные же поставки нарастают, и в качестве примера привел тренд по переориентации на новые рынки. Так, в попытке адаптации к санкциям не только укрепляются торговые отношения с имеющимися партнерами, но и налаживаются контакты с новыми рынками. Одним из них является Африканский континент. По данным ФТС, импорт из африканских стран вырос на 10%.
Почему грузы тянет на юг
Пальма первенства по грузообороту принадлежит портам Азово-Черноморского бассейна с показателем 291,4 млн т. И это несмотря на активное развитие торговли с Китаем и учетом того, что доля азиатских стран составляет 70% от международной торговли РФ.
«Чтобы понять лидирующие позиции портов Азово-Черноморского бассейна, нужно понимать направленность изменения логистических маршрутов», – говорит Д. Прокофьев.
Так, почему по объему грузоперевалки лидируют не дальневосточные порты (238,1 млн т), объяснить довольно просто. Основным торговым партнером России на Дальнем Востоке является Китай: торговый оборот с государством вырос примерно на четверть от показателей 2022 года. Контейнерные перевозки из Поднебесной делятся на два вида – прямое ж/д сообщение и мультимодальные перевозки. В процентном соотношении нагрузка на ж/д сообщение больше, чем на мультимодальные перевозки через приморские порты. Также для транспортировки из Китая часто стали часто использовать автомобили. Соответственно, вся торговая нагрузка в регионе распределяется по множеству логистических путей.
Нюансы логистики
«Южные порты имеют совершенно иную как географическую, так и экономическую идентичность. Во-первых, они являются основными экономическими воротами для международной торговли с новыми рынками в Африке, в странах Аравийского полуострова, и странах акватории Индийского океана. Во-вторых, меняются логистические маршруты: грузы, до 2022 года консолидирующиеся в европейских странах и далее ввозимые автомобилями через границу с Россией, теперь консолидируются в ОАЭ и Турции с последующим вывозом контейнерами в порты Азово-Черноморского бассейна», – добавляет эксперт.
Грузооборот в портах других бассейнов, по данным Росморречфлота, выглядит следующим образом:
Арктического бассейна – 97,9 млн т (-0,7%);
Балтийского бассейна – 248,6 млн т (+1,3%);
Каспийского бассейна – 7,8 млн т (+29,7%).