Март – это месяц, которым завершается I квартал года. Соответственно, можно подвести первые промежуточные итоги. По данным источника РЖД-Партнера в отрасли, перевалка грузов в портах России составила 214350,6 тыс. тонн (против 221692 тыс. тонн в I квартале 2023 года). Перевалка сухогрузов осталась практически на том же уровне, с небольшим понижением (103534 тыс. тонн против 106167,4 тыс. тонн год назад). Перевалка грузов в контейнерах увеличилась в I квартале в сравнении с этим же периодом 2023 года: тут 13567,1 тыс. тонн против 12126,2 тыс. тонн. Накатные грузы показали снижение: 986,9 тыс. тонн против 1228,9 тыс. тонн (I квартал 2023 года).
По наливным грузам – 110816,2 тыс. тонн против 115524,6 тыс. тонн (в 2024 и 2023 гг. соответственно).
По итогам I квартала, по данным источника в отрасли, наибольший рост показала перевалка грузов в Каспийском бассейне: 2243,9 тыс. тонн в 2024 году против 1597,8 тыс. тонн в 2023-м.
Данные по грузообороту, но только за январь – февраль 2024 года, представил в марте Росморречфлот. По данным ведомства, грузооборот составил 139,6 млн тонн: перевалка сухих грузов увеличилась на 2%, а наливные грузы показали -3,7%.
У Арктического бассейна общий грузооборот за январь – февраль составил 15,0 млн тонн (-4,5%): объем перевалки сухих грузов составил 4,2 млн тонн (-8,3%), наливных грузов – 10,8 млн тонн (-3,0%).
В Балтийском бассейне грузооборот составил 41,8 млн тонн (-4,0%): объем перевалки сухих грузов – 19,0 млн тонн (+14,1%), наливных грузов – 22,8 млн тонн (-15,3%).
В Азово-Черноморском бассейне – 46,2 млн тонн (+3,5%): объем перевалки сухих грузов составил 21,4 млн тонн (+1,3%), наливных грузов – 24,8 млн тонн (+5,6%).
В Каспийского бассейне грузооборот составил 1,4 млн тонн (рост в 1,5 раза), из них объем перевалки сухих грузов составил 1,0 млн тонн (рост в 2,0 раза), наливных грузов – 0,4 млн тонн (-6,0%). В Дальневосточном бассейне – 35,2 млн тонн (-3,0%), из них объем перевалки сухих грузов составил 21,6 млн тонн (-6,3%), наливных грузов – 13,6 млн тонн (+2,8%).
По прогнозам Росморречфлота, до конца 2024 года мощность морских портов РФ может вырасти до конца 2024 года на 2,9%, до 1,4 млрд тонн. Об этом в конце марта сообщал и. о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов на итоговом заседании коллегии ведомства. Он добавил, что мощность морских портов России в настоящее время превышает 1,36 млрд тонн.
В прошлом году производственные мощности портов возросли на 63 млн тонн, в том числе за счет досрочно завершенных инвестпроектов в морских портах Тамань и Ванино, уточнил тогда Б. Ташимов.
Проблемы гражданского судостроения
О них заявлял в марте зампред комитета по экономической политике Совфеда Константин Долгов. По его словам, доля импортного оборудования, поставляемого для постройки флота по гособоронзаказу, сегодня сведена к минимуму. А вот в гражданском судостроении доля импорта существенна: по некоторым категориям она варьируется от 40 до 90%. Это сказывается на сроках сдачи судов. В частности, ситуация негативно отражается на исполнении заказов для рыбопромысловых компаний.
«У нас возникли сложности с тем, что было 58 заказчиков на 105 судов (для рыбной отрасли. – Прим. ред.), 27 проектов. В основном они были наполнены иностранным оборудованием. Действительно, части оборудования у нас не было, по другой было принято решение заказчиками и проектантами о том, что лучше взять импортное, поскольку оно больше подходило к тем судам и запросам, которые имелись тогда у заказчиков», – рассказал уже статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов на круглом столе «О мерах государственной поддержки строительства судов морского и речного флота РФ и о состоянии отрасли» в марте.
На сегодня продолжается реализация программы господдержки по замещению судового комплектующего оборудования (СКО): с 2022 по 2024 год на эти цели из бюджета предусмотрено свыше 16 млрд руб. К критическому СКО сейчас относится 60 видов продукции, но это не предел: замдиректора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минпромторга России Ирина Ориничева отмечала, что уже видится порядка 40 видов СКО дополнительно.
«Будем работать над тем, чтобы дальше пролонгировать эту меру [поддержки], соответственно, найти деньги на разработку и производство этих критических позиций», – проинформировала она.
Аммиачная селитра поедет в Поморье?
С 20 марта 2024 года был введен запрет на перевалку через Большой порт Санкт-Петербург аммиачной селитры – одного из популярных, но в то же время опасных при хранении удобрений. О запрете в том числе сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники: случилось это на фоне участившихся атак беспилотников.
Также в марте стало известно, что Минфин предложил взамен разрешить перевалку аммиачной селитры на экспорт через порт Архангельска. Согласно данным федерального портала проектов нормативно-правовых актов, документ об этом еще находится на этапе прохождения независимой антикоррупционной экспертизы.
В проекте документа указано, что морской порт Архангельск, где располагается морской терминал ООО «Архангельский морской торговый порт», имеет технологическую возможность, лицензии и разрешения для перевалки аммиачной селитры. Еще в августе 2023 года Архангельский морской торговый порт получил свидетельство о регистрации химически опасного производственного объекта III класса опасности в обособленном подразделении «Участок Бакарица». Сообщалось, что на территории участка единовременно можно будет хранить до 12 тыс. тонн нитрата аммония (его как раз называют аммиачной селитрой. – Прим. ред.). В ноябре 2023 года порт получил бессрочную лицензию на эксплуатацию ранее зарегистрированного химически опасного производственного объекта III класса опасности от Северо-Западного управления Ростехнадзора.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил РЖД-Партнеру, что перенос перевалки опасных грузов из Санкт-Петербурга – логичное решение, которое позволяет повысить безопасность обращения с ними, снизить воздействие на окружающую среду. Но при этом безопасной перевалка такого груза должна быть и в порту Архангельска.
«При переносе перевалки селитры в порт Архангельска вопросы безопасности людей и имущества являются не менее важными. Для данного груза необходимо построить отдельный терминал или использовать уже имеющийся отдельный терминал, который должен быть оснащен всем необходимым оборудованием. Такой терминал должен быть расположен на некотором отдалении от остального порта и города в целом, оснащен своими подъездными путями, погрузочно-разгрузочной техникой, там должен иметься специализированный склад, работать там должны квалифицированные сотрудники, прошедшие специальный инструктаж, и т. д.», – сказал эксперт.
Вокруг перевозок по Каспию
Север – Юг в марте также не переставал уходить из новостных сводок. Один из краеугольных вопросов развития коридора – портовая инфраструктура на его пути. Как отметил в марте на пресс-конференции чрезвычайный и полномочный посол Ирана в РФ Казема Джалали, для развития перевозок по Каспию Россия и Иран могут создать совместную судоходную компанию.
«Нужно усилить флотилию экономического характера, мы даже сделали предложение о создании совместного морского предприятия. При этом инфраструктуру портов мы также должны усиливать. Это в интересах наших двух стран. У Каспийского моря – большой потенциал, что мы и должны использовать», – сказал К. Джалали.
Добавим, что уже в апреле разговоры о развитии Каспия ведут власти Астраханской области и Туркменистана, они намерены развивать регулярную судоходную линию между портами области и Туркменбаши. Этот вопрос глава региона Игорь Бабушкин обсудил накануне на встрече с новым консулом Туркменистана в Астрахани Гадамом Иламановым.
Среди направлений совместной работы также создание логистического центра Туркменистана и наращивание объемов взаимной торговли, расширение грузовой базы.
Актуальным остается вопрос о том, как отразится на работе на Каспии недавний указ президента об учреждении АО «Север – Юг» на базе Махачкалинского порта. В уставный капитал АО было передано 100% акций порта. Стратегический инвестор, которого определит кабмин, получит 51% акций АО «Север – Юг» и сможет в течение пяти лет выкупить долю государства. Напомним, что Махачкалинский порт – единственный российский порт на Каспии, который не замерзает.
По мнению главы Дагестана Сергея Меликова, приватизация Махачкалинского морпорта позволит утроить экономические показатели порта.
«Отвечу на самый главный вопрос: что же изменится после приватизации порта? Уже разработана дорожная карта развития порта на ближайшие годы. <...> Благодаря всему этому мы утроим экономические показатели предприятия, увеличим налоговые поступления в бюджет, создадим новые рабочие места. Говоря простыми словами, порт наконец-то начнет работать на Дагестан и Россию», – писал в своем телеграм-канале С. Меликов.
По его словам, мероприятия карты развития порта будут реализованы после того, как определится стратегический инвестор. Из конкретного: в порту будет построен новый зерновой терминал объемом единовременного хранения 100 тыс. тонн и годовой мощностью перевалки 1,5 млн тонн, действующая мощность увеличится практически в 7 раз. Также планируется техническая модернизация и перевооружение портового оборудования, открытие современного контейнерного терминала, завершение строительства морского пункта пропуска Махачкала для ускоренного прохождения таможенных и иных контрольных процедур, реконструкция действующих причалов и завершение строительства железнодорожного сортировочного парка с возможностью единовременной обработки до 100 вагонов в сутки. Кроме того, к порту будет построена четырехполосная подъездная автодорога протяженностью 6,7 км.